http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=bd4d03c3-a8f6-4edf-95b3-accc992c5107&print=1
© 2024 Российская академия наук

Олег ДЬЯЧЕНКО: ЖУРНАЛИСТАМ НАДО БОЛЬШЕ ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ С ТЕМИ ЛЮДЬМИ, О ДОСТИЖЕНИЯХ КОТОРЫХ ОНИ ПИШУТ

06.12.2006

Источник: Sciencerf, Елена Орищенко



 СПРАВКА: Олег Георгиевич Дьяченко, заместитель директора Центра трансфера технологий МГУ им. М.В. Ломоносова, кандидат химических наук.

Олег Георгиевич, среди причин «непопулярности» науки в нашем обществе не последнее место занимает слабая информационная поддержка. В частности, к такому заключению пришли участники заседания «круглого стола» по теме: «PR научной работы и научных открытий». На ваш взгляд, действительно ли СМИ способны оказать большое влияние на развитие науки?

Тот редкий случай, когда я с ходу затрудняюсь дать ответ… С точки зрения популяризации профессии ученого журналистика может сделать очень многое. Если СМИ станут рассказывать о науке, о самых известных разработках, о том, что эти разработки могут дать реальному простому человеку в его обычной жизни и не «заумным» языком и тяжелым слогом, как говорят многие ученые в своей среде, а по-простому, по-обывательски, то, на мой взгляд, это даст положительные результаты. В нашем университете в этом году прошел первый в России Фестиваль науки. По сути, это попытка популяризации науки, попытка показать, чем занимаются ученые на научно-популярном уровне. Все лекции, выставки были рассчитаны на простого посетителя без специальной подготовки. Замечательно, если подобная деятельность сопровождается поддержкой СМИ. Потому что в зависимости от того, как будет подано то или иное событие, то или иное открытие в научной среде, формируется и представление о нем у обычных людей: это что-то важное и интересное или это бездельники удовлетворяют свое любопытство за наши денежки.

Роль СМИ в развитии науки заключается в популяризации труда ученого среди молодежи, подрастающего поколения. Потому что ученый – это не обязательно естествоиспытатель. Это те же юристы, экономисты, которые, прежде чем принимать какие-то постановления, должны просчитывать все последствия, в том числе и для науки. Надо обо всем рассказывать и объяснять. Тут журналист может что-то сделать. А вот с точки зрения аспекта привлечения финансов – не думаю, что PR и журналистика способны сыграть существенную роль. Кто может финансировать? Государство и частный бизнес. Наивно предполагать, что правительство и бизнес не знают о проблеме недостаточного финансирования науки. К тому же ни те, ни другие на СМИ сейчас не ориентируются.

То есть, по-вашему, СМИ утратили свое былое влияние?

Конечно. С моей точки зрения, это уже давно никакая не «четвертая» власть. Правительство у нас живет своей жизнью, бизнес – своей, наука – своей, и когда они пересекаются, то это происходит не благодаря тому, что кто-то где-то увидел интересную статью про интересное научное достижение. Конечно, этот вариант исключать нельзя, но, думаю, общая доля таких совпадений крайне невелика.

Другая проблема – качество журналистских выступлений. Сегодня очень мало журналистов, которые могут готовить действительно интересные, профессиональные тексты о науке. Иногда читаешь материал в газете, и так смешно становится. С научной точки зрения там написана полная бессмыслица. Человек элементарно не потрудился. Конечно, 95% читателей это не заметно, но ведь есть и те 5%, которые разбираются в теме. Подобные «неточности» вызывают усмешку, и сразу становится понятно: человек написал о том, о чем не имеет ни малейшего представления. Наверное, журналистам надо больше взаимодействовать с теми людьми, о достижениях которых они пишут. По моему глубокому убеждению, если человек начинает писать о физике или о химии, то хоть основные термины должен выучить!

А возможно ли более тесное взаимодействие между наукой и СМИ, скажем, на уровне тренингов для журналистов, каких-то семинаров? Может быть, науке стоит принять участие в образовании журналистов?

Идея хорошая. Но для начала хорошо посмотреть, а что уже существует. Существуют факультеты журналистики, наверняка там есть какие-то отделения, которые готовят соответствующих специалистов. Есть ведь отделение спортивных журналистов, должно быть и отделение естественнонаучной журналистики. И если там плохо учат, тогда конечно, можно и нужно делать все, хоть курсы повышение квалификации, но здесь должен быть, прежде всего, интерес со стороны самих журналистов. Не могут же прийти химики, физики и биологи и навязывать журналистам: «Давайте, мы прочтем вам курс лекций по нашим основным терминам». Журналисты сами должны просить: «Мы пишем про биотехнологии, расскажите нам про основные темы, дайте обозначение терминов».