http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=bdbdcdf2-4518-42c2-b0e6-b86c2ec7d37d&print=1© 2024 Российская академия наук
Признаюсь: меня утомляют продолжающиеся сетования по поводу неэффективности РАН, равно как и воспоминания о золотых и черных днях разных ее отделений и институтов. Тем более что последние полвека я сама имела возможность наблюдать как величие, так и падение – и отдельных секторов и отделов, да и целых институтов. Небольшой институт РАН, где я работаю с 1958 года, тоже не исключение, поскольку он знал лучшие времена. Так ведь и худшие он тоже знал. А, скажем, мехмат МГУ? Или такой «молодой» вуз, как РГГУ, на который в свое время возлагалось столько надежд?..
Так или иначе, суета вокруг «федеральных университетов» и уж тем более – планы создания на разных базах новых «исследовательских университетов» меня уже не столько утомляют, сколько раздражают. И тут мне случайно попалась солидная книжка американского автора Roger L.Geiger “To Advance Knowledge” (2006 г., второе переиздание исследования, опубликованного в 1986 г.), специально посвященная истории американских исследовательских университетов.
Этот обстоятельный труд рассчитан на специалистов по истории высшего образования, каковым я не являюсь. Но я из него почерпнула сведения о генезисе термина исследовательский университет, который для русского уха звучит достаточно странно: мы привыкли к словосочетанию исследовательский институт. А также впечатляющие цифры о размерах фондов пожертвований (endowments), без которых знаменитые американские университеты, история которых восходит к концу XIX века, просто не состоялись бы.
Более любопытно другое: как институция «исследовательский университет» не принадлежит какой-либо эпохе – такой университет действительно может быть создан и сегодня, если для этого есть должные основания. Перечень этих оснований, являющийся, видимо, частью какого-то американского официального документа, я легко нашла в сети – ими я и хочу поделиться с читателем (перевод мой).
***
Критерии и стандарты Исследовательского Университета
(по данным на лето 2008 года)
Чтобы включиться в борьбу за получение статуса исследовательского университета (далее – ИУ. Р.Ф.), необходимо иметь четкую картину всего, что происходит в прочих местных (local) yниверситетах – проанализировать их аудит и иметь возможность сопоставить университет, претендующий на статус ИУ, с другими известными в мире университетами.
Обязательным является следование принятым международным стандартам, касающимся общей концепции ИУ, его структуры и его целей. Общие предпосылки могут быть сформулированы следующим образом:
Руководство
ИУ должен иметь новое руководство, которое является независимым в вопросах, касающихся принятия решений и распределения финансирования.
ИУ должен располагать разработанным перспективным планом, детализирующим общие задачи и области приложения максимальных усилий.
Место ИУ в культуре страны и региона
ИУ должен осуществлять научную и культурную деятельность, которая была бы значима как на уровне региона, так и на международном уровне. Это подразумевает междисциплинарное, межкультурное и сетевое сотрудничество, выходящее за рамки одной страны. Вся деятельность ИУ - будь то в сфере науки или культуры, на уровне страны или на международном, должна быть проникнута духом междисциплинарности, соревновательности, общности целей и ценностей.
Инфраструктура
Необходимым условием является наличие высококачественного оборудования, отвечающего самым высоким стандартам точности и безопасности, а также библиотека объемом не менее 1 млн. единиц хранения. ИУ, кроме того, должен располагать доступом к Интернету и прочим сетям, рекреационными сооружениями и центрами, иметь доступ к первоклассному исследовательскому оборудованию.
Требования к исследовательскому персоналу
ИУ должен располагать определенной критической массой исследовательского персонала. Это руководители исследовательских подразделений, специалисты по менеджменту в науке, собственно ученые, вспомогательный персонал, аспиранты и студенты.
Кроме того, научные сотрудники ИУ должны иметь высокую квалификацию, опыт научной работы, известность, поощрительные премии и награды национального и международного уровня.
Руководство ИУ должно быть вверено лицам, способным к предвидению, пониманию научных перспектив, склонным стимулировать исследования с далеко идущими целями, – и одновременно лицам ответственным, подотчетным, готовым к сотрудничеству и риску, которые обладают качествами лидеров.
ИУ и средовое окружение
ИУ – часть интеллектуальной экосистемы; соответственно руководство ИУ должно осознавать те требования и обязательства, которые на него налагает это обстоятельство и быть максимально эффективным во взаимоотношениях со средой.
Программы ИУ должны быть ориентированы, прежде всего, на подготовку студентов старших курсов и аспирантов, а также на краткосрочные курсы специального характера. Оборудование ИУ должно обеспечивать овладение новейшими технологиями и умение применять их за пределами учебного заведения. ИУ должен сотрудничать с организациями, которым нужны консультативные услуги, которые могут предоставить заказы на исследования и разработки, а также на собственно образовательные услуги.
Финансирование
ИУ должен суметь обеспечить себе постоянное финансирование из разных источников – это исследовательские гранты, контракты, плата за обучение, целевые благотворительные пожертвования и фонды.
Обязательным условием является тщательный финансовый анализ и учет, а также систематический аудит.