http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=be0e44b2-ab1a-4a8c-a07b-541ced30717d&print=1© 2024 Российская академия наук
Министр промышленности правительства Московской области Владимир Козырев может быть доволен: 14 регионов РФ - от Тамбовской области до Краснодарского края и Башкортостана - откликнулись на приглашение принять участие в конференции "Российские регионы -сотрудничество в интересах инновационного развития" , организованной областным правительством, администрацией Дмитровского района и Российским фондом развития высоких технологий. А это значит, что реализация пилотного проекта по созданию инновационной системы в Подмосковье, которая еще в 2003 году была поручена президентом Российской Федерации Владимиром Путиным субъектам Московской области, идет полным ходом.
Почему Подмосковье - понятно, надеюсь, всем. Кому же еще поручать реализацию столь значимого проекта, как не региону, на территории которого расположены более 200 научных институтов и три научных центра Академии наук РФ, обслуживающих всю страну. К тому же именно в Московской области находятся пять из восьми российских наукоградов: Фрязино, Королев, Дубна, Реутов и Пущино. И еще четыре подмосковных города - Троицк, Жуковский, Долгопрудный и Протвино - подали заявку на присвоение этого статуса.
Вообще, в России есть всего лишь три региона, постоянно и целенаправленно повышающие свой инновационный потенциал. Это Москва, Московская область и Санкт-Петербург. Подчеркиваю: именно в такой очередности. И еще несколько лет назад они тесно взаимодействовали лишь между собой. Ученые мужи, как известно, ревнивы, и те, кто находится в авангарде, ни за что не пустят в свои ряды аутсайдеров. Но время изменилось, и сегодня научные разработки, к примеру, в Уфе мало чем отличаются от московских. А раз так - надо объединяться в интересах инновационного развития всей страны. "Иначе невозможна реализация ряда крупнейших проектов, - утверждает Владимир Козырев. - Поэтому мы сегодня и проводим конференцию. Надеюсь, что эта встреча определит основные этапы дальнейшего сотрудничества регионов и поможет решить хотя бы часть насущных вопросов".
На этом можно было бы поставить оптимистичную точку. Если бы не одно но. К сожалению, основная масса тех самых насущных вопросов, о которых говорил министр промышленности, на уровне области не решается.
Возьмем, например, вопрос финансовый. В 2004 году федеральный бюджет (а большинство научных проектов финансируется именно из него) выделил на инновации 0, 8 миллиарда рублей. В 2005-м - 1, 1 миллиарда. А в будущем, 2006 году запланировал потратить только 0, 9 миллиарда рублей. Почему так? Что за один год в инновационном развитии настолько подешевело: материалы, технологии или идеи? На самом деле - ничего. А происходит так потому, что, как утверждает заместитель председателя Комитета по образованию и науке Государственной думы Сергей Колесников, во всей Думе едва ли наберется 10 человек, которые всерьез беспокоятся о российском научном потенциале. Так уж сложилось, что в политику ученые-инно-ваторы не идут. Поэтому защищать их интересы на уровне Госдумы некому. А поскольку большинству депутатов значение слова "инновации" известно лишь приблизительно, то разницы в 200 миллионов рублей, которых в будущем году не дополучат ученые, они просто не замечают.
А ведь наука - это не стельная корова. Она не способна приносить приплод ежегодно в заранее определенные сроки. На конференции в Дмитрове участникам впервые демонстрировались трехмерные слайды. Это когда картинку на экране можно вертеть как хочешь и смотреть как угодно - хоть сверху, хоть сбоку. Представляете, как необходимы такие слайды, допустим, мединститутам? Так вот, Российский фонд фундаментальных исследований технологию их изготовления обкатывал три года! Да, сейчас-то мы уже можем зарабатывать на этой инновации, но ведь три года в нее только вкладывали. И результат напрямую зависел от того, как много и насколько часто.
Еще одна наша, чисто российская проблема заключается в том, что мы не умеем торговать инновационными технологиями. То есть производить инновации мы уже научились, а продвигать их на рынок - пока нет. На Западе процесс от создания пилотного экземпляра до его массового производства редко занимает больше двух-трех лет. У нас может растянуться на десятилетия. Вот показательный пример: в 2000 году Российский академический институт биоорганической химии получил кредит на создание генно-инженерного инсулина. В 2003-м он был готов. И на сегодняшний день, как утверждают ученые, этот инсулин -самый совершенный из всех существующих в мире. Немаловажный факт, учитывая, что наше государство ежегодно тратит 170 миллионов долларов на закупку импортных инсулинов. Но в массовое производство наш препарат пока не запущен. Сегодня только ведется речь о строительстве завода, который будет производить 120 кг этого лекарства в год, обеспечивая тем самым 25 - 30 процентов инсулиновых потребностей всей страны. И скорее всего этот завод будет построен в подмосковном Пущино. Поэтому именно пущинской больнице специалисты из института биоорганической химии в первую очередь предложили приобрести то количество инсулина, которое они могут производить сами. Ученым отказали - своих денег у больницы нет, а централизованная закупка лекарства уже была произведена. По 180 рублей за флакон. А флакон генно-инженерного инсулина стоит около 100 рублей. Разница колоссальная, даже в масштабах одного города. И тем не менее продать институту ничего не удалось.
Сейчас несколько российских научных центров совместно пытаются создать некую координационную сеть, которая помогала бы продвигать наши инновационные работы на внутренние и внешние рынки. Пока дело идет ни шатко, ни валко - потому как никто не представляет себе, что в итоге должно быть создано. Вернее, все представляют по-разному. А свериться не с чем, - в стране пока ничего подобного нет.
Как нет и достаточной законодательной базы по наукоградам. От статуса наукограда не отказался бы ни один город - это дает значительные налоговые льготы и дополнительное федеральное финансирование. При этом приоритеты развития наукоградов у нас на всех уровнях власти прописаны, а конкретно проработанных стратегий этого развития нет нигде. Поэтому свои проблемы каждый наукоград решает в одиночку. Пока. Хотя все понимают, что чем больше будет между ними взаимодействия, тем качественнее станет наша экономика.
Вот вроде и все. Хотя нет - пессимистичной точки в этом материале тоже не будет. Не заслужили этого наши ученые-инноваторы. Поэтому напоследок - хорошая новость. На конференции заместитель руководителя департамента науки и промышленности г. Москвы Андрей Ушаков от лица московских властей обратился к подмосковным коллегам с предложением о реализации совместного проекта по разработке и созданию электронной торговой площадки, способной обеспечивать торги правами на результаты высокотехнологических проектов, вести поиск инвесторов, обслуживать рынок ценных бумаг инновационных компаний. Проект затратный - Москва выделяет на него 30 миллионов рублей, федеральный центр - еще 35.
Но в данном случае овчинка выделки стоит.