http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=be1a5884-29c5-40dd-a587-1278aa6c4ec3&print=1
© 2024 Российская академия наук

КТО ГАСИТ ФАКЕЛ?

17.08.2005

Источник: Московская среда, Владимир ГУБАРЕВ

Академику Васильеву президиум РАН поручил знакомиться с новыми учебниками и оценивать их

Математический талант очень молод, он проявляется уже за партой. Поэтому крупнейшие ученые всегда особое внимание уделяли преподаванию математики в школе. Наша беседа с академиком Виктором Анатольевичем ВАСИЛЬЕВЫМ была посвящена реформе образования, которая в первую очередь затронет изучение точных наук. Наш разговор я начал с воспоминания.

Несколько лет назад встречался здесь, в вашем институте, с академиками Арнольдом и Амосовым, и мы обсуждали с ними все ту же проблему: как улучшить систему образования в России. Что-то изменилось с тех пор?

- Не всегда то, о чем мы мечтаем, осуществляется. Но не стоит выделять лишь математику - неприятные вещи в нашей жизни происходят всюду. К примеру, в недрах Министерства образования родилась идея объединить преподавание физики, математики, химии - в общем, всех точных наук. И назвать предмет "естествознание", "природоведение" или в этом роде.

- Честно говоря, не верится, что подобное возможно...

- Я ничего не выдумываю - инструкция об объединении не отменена. Она только застряла где-то в коридорах чиновников, но в случае необходимости немедленно выплывет на свет.

В общем, методика простая: в общество вбрасывается какая-то идея, и если против нее не начинается война, то идея принимается. Таким образом, общественность постоянно в напряжении, и это свидетельствует о том, что чиновники энергично работают. Есть у нас академик Гинзбург, который внимательно следит за подобного рода деятельностью власти, за разного рода бездарными реформами, но теперь уже и его бдительности не хватает - уж слишком много инициатив рождается в недрах разных ведомств.

- И вы ощущаете, что в последние годы уровень образования понизился и надо принимать экстренные меры?

- Есть Москва и некоторые регионы, где ситуация, не могу сказать, что благополучная, но терпимая. К сожалению, в большинстве районов России положение просто катастрофическое. Было время, когда преподавать в школе плохо считалось позором, учителя считали для себя честью служить будущим поколениям. Такие люди и приняли сейчас на себя основную тяжесть школьного обучения. Однако с каждым годом их становится все меньше. И если не предпринимать серьезных мер, катастрофы не избежать.

- После распада СССР людей с высшим образованием в России стало по статистике в два раза больше, значительно увеличилось и количество вузов. Педагогические университеты - так они теперь называются! - выпускают специалистов в несметных количествах.

- Людей с дипломами больше, а учеников-то меньше! И страшный дефицит учителей! А суть в том, что люди с высшим образованием, даже педагогическим, в школу не идут.

- Зачем же тогда его получают?!

- Иногда мне кажется, это к лучшему, потому что с педагогическим образованием следует хорошенько разобраться. Зарплаты маленькие. Я был свидетелем того, как на зачетах преподаватель сказал: "Спрашивать вас не буду, так как за мою зарплату не хочу мучиться!" Возможно, со стороны это выглядит нехорошо, но суть выражена точно. Да и студенты прекрасно знают, сколько они будут получать на педагогическом поприще...

- Но в реформе, которую нам предлагают, речь идет не о подготовке специалистов, а об изменении программ обучения, то есть об изменении сути образования...

- В том-то и состоит главная опасность реформ, которые навязываются нам. Организация образования, подготовка соответствующих кадров - все это дело хлопотное, неблагодарное, оно требует повседневной кропотливой работы, результаты которой проявляются не сразу, а через годы. Да и эффективность ее оценивать трудно. Просто по улице будут ходить грамотные дети, но как это отразить в рапортах и докладах?! Это путь эволюционный, а чиновнику хочется маленькой победоносной революции. Значит, ему нужно устроить реформу, выбить деньги. Они успешно тратятся, а воз на месте.

- Вольно или невольно вы подтверждаете, что образование в России очень устойчиво. На него волнами обрушиваются разные реформы, а оно выдерживает их удар. Или не так?

- Система постепенно разрушается, в нее вводится бацилла прагматизма, фетишизма денег. Я понимаю, что эти симптомы характерны для современного общества и школа не может стоять особняком, в стороне, но, тем не менее, всем нам следует глубоко задуматься, чего мы желаем нашим детям и внукам, от чего их следует защищать всеми возможными способами.

- Тем не менее, наши ребятишки необычайно талантливы! Разве не об этом свидетельствуют их победы на олимпиадах, в том числе международных?

- К сожалению, число таких побед постепенно уменьшается. Более того, четко прослеживается тенденция понизить уровень наших ребят. Вижу в этом определенный политический заказ. Недавно группа международных экспертов проводила очередной тур международного испытания ПИЗА. Эта программа исследует знания и умения 15-летних школьников и их готовность к взрослой жизни. Определяется грамотность математическая, естественно-научная и литературная. Концепцию и список текстов разрабатывал консорциум из пяти институтов, занимающихся статистикой. Два института находятся в США и по одному - в Нидерландах, Австралии и Японии. В каждой стране более или менее случайно выбираются регионы, школы и ученики - участники испытаний. Каждый из них должен был в течение двух часов ответить на несколько десятков вопросов. Теперь некие "заинтересованные" лица "козыряют" этим исследованием, согласно которому ученики России по математической грамотности оказались на 29-м месте, на 24-м - по естественнонаучной и на 32-м - по умению понимать смысл прочитанного. Всего в исследовании участвовали школьники из 41 страны.

- Это полный провал!

- Именно так и считают наши чиновники!

- А вы?

- К этой проблеме я подхожу иначе. Цифры всерьез принимать нельзя, а тем более, пользуясь ими, делать какие-то выводы. Дело в том, что концепция и методология системы ПИЗА глубоко порочны и ошибочны. Всевозможные тесты и исследования "интеллекта" не имеют никакого отношения к образованию. Они навязывают обывательское представление о том, что научное знание необходимо человеку в повседневной жизни. Однако это не так. Мало кому для удовлетворения житейских потребностей приходится подтягиваться на перекладине, играть в мяч и прыгать в длину и высоту, но уроки физкультуры полезны - с этим спорить бессмысленно. Когда я учился в школе, у нас был урок чистописания. По этому поводу существует множество шуток, мол, такие занятия - это далекое прошлое, почти средневековье. Но есть такое понятие - мелкая моторика. Это умение делать точные мелкие движения. Без нее нервная система и интеллект развиваются хуже.

- Школа - это ведь не сумма знаний, а умение ими пользоваться?

- Я сформулировал бы так: школьное образование - это формирование личности, воспитание нравственности и интеллекта в различных их проявлениях. Школа должна учить детей находить истину, отличать верное суждение от ошибочного, четко контролировать свой разум, не позволяя ему путать желаемое решение с правильным. Хороший курс математики и физики - это первоклассный тренинг для разума. Если мы доведем представления наших детей и их родителей до уровня самоуверенного невежества, которое демонстрируют авторы испытаний ПИЗА, то можно считать наше образование уничтоженным.

- Были большие претензии к учебникам. Что-нибудь изменяется сейчас?

- К сожалению, должен ответить отрицательно. Мои младшие дети пошли в школу, и я начал интересоваться учебниками. Схватился за голову: уровень ужасный! И тут мне предложили всерьез заняться преподаванием математики в школе. Опять-таки пришлось схватиться за голову...

- И попытаться что-то исправить?

- Надежда остается, так как учебники должны проходить апробацию в Академии наук.

- Первый опыт удачен?

- Не совсем. Учебники должны каждые пять лет проходить переаттестацию. Академическая комиссия РАН по образованию дает свое заключение, свою точку зрения высказывает и Академия педагогических наук, а потом все поступает в комиссию при министерстве. И уже там принимается окончательное решение по учебнику. Меня заверили, что при нашем отрицательном заключении учебник не пройдет.

- Система работает?

- Пока не знаю. Первый опыт настораживает. Хотелось бы, чтобы ко мне приходило несколько учебников, чтобы можно было сравнивать, выбирать. Но за все время я получил лишь один учебник по геометрии, который написан тем самым председателем комиссии при министерстве. Он и будет принимать окончательное решение.

- А ваше решение?

- Я не смог дочитать учебник до конца. Когда я дошел до сотой ошибки, то решил остановиться. Этот список я и представлю...

- Вы же убиваете всю коммерцию! Издание учебника сегодня - это прекрасный и выгодный бизнес.

- Но ошибки ужасные, за них стыдно... Думаю, что такой учебник нельзя допускать в школу.

- Готов с вами поспорить, что учебник выйдет. Возможно, даже с ошибками. Извините за цинизм...

- Я привык надеяться на лучшее. Хотя не исключаю, что будет так, как вы говорите.