Азиатский тип науки
20.07.2020
Источник: РОСБАЛТ, 20.07.2020
Алексей Рощин
На Западе ученые
постоянно работают в диалоге, в том числе со студентами. В России же с
советских времен в науке царит иерархичность, а университеты остаются образчиками
«карго-культа».
Баталии вокруг
российской науки идут давно, раскулачивание РАН — далеко не первая битва.
Любопытна одна из важнейших претензий модернизаторов к российской науке: ей
пеняют за ее излишний «академизм». Мол, на Западе вся наука делается в учебных
заведениях, в университетах — а у нас университеты «сбоку припека», а
собственно «наука» традиционно базировалась в академических и отраслевых НИИ.
И это ведь
действительно так! Очевидно, что такая разница, во-первых, не случайна, а
во-вторых — что она накладывает свой отпечаток на собственно научную
мысль. Удобнее всего, мне кажется, проиллюстрировать различие, опираясь на
исследования психолога Афанасьева — на его теорию о Первой и Второй
Логике. По сути, Афанасьев тут выделяет два типа интеллектуальной деятельности:
один — монологовый, авторитарный, «утвердительный» (Первая Логика), и
второй — диалоговый, демократический, «вопросительный» (Вторая Логика).
Чем отличается ученый,
работающий в университете? Очевидно, тем, что он так или иначе постоянно
работает в контакте со студентами, должен не просто «искать истину», но и
постоянно отвечать на их вопросы. Вот эта самая склонность отвечать
на чужие вопросы как раз и характеризует «диалоговую», процессионную
Вторую Логику. Первая же Логика если и отвечает на вопросы, то только
исключительно на свои собственные.
Собственно, ведь и
основная жалоба наших «академических ученых» на все предложения работать в
университетах: мол, как же, ведь там студенты будут нас отвлекать (sic!)
от «научной деятельности».
Думаю, можно поставить
вопрос даже еще шире — то есть говорить о «западном» и «азиатском» типах
науки. Азиатский тип ученого — это такой гуру, сенсей, с незыблемым
авторитетом, который «говорит редко, но метко». И вокруг «сенсея» —
благоговейные ученики, которые почтительно ходят за ним и записывают каждое его
слово, а потом силятся их истолковать и проникнуться их глубочайшим
смыслом. Внутри «азиатского научного кружка» строгая иерархия, есть
«старшие ученики», «младшие ученики», соблюдается субординация, гуру не
стесняются называть «отцом родным» — а к «еретикам» относятся строго. Если
какая-то сволочь осмеливается на секунду усомниться в непогрешимости
Учителя — мерзавца в лучшем случае просто изгоняют, в худшем — варят
в кипящем масле или милосердно побивают камнями.
И «западный образ
науки» тоже всем хорошо знаком: орда веселых раздолбаев, постоянные шуточки,
несерьезный смех, дисциплина в зачаточном состоянии; самые «зеленые»
первокурсники позволяют себе лезть с дурацкими вопросами к мэтрам, да и мэтра
не отличишь — никакой величавости, ржет и пьет пиво вместе со всеми. И
даже, судя по его виду, не считает, что все его слова надо отливать в граните.
Субординации никакой! Однако когда встает реальная проблема — откуда ни
возьмись возникает слаженная работа.
Наша наука, конечно,
всегда была отчетливо «азиатской». Собственно, иначе и не могло быть при
советской власти (а надо отдавать себе отчет, что, конечно, РАН, бывшая АН
СССР — в чистом виде совковый продукт, сделанная коммунистами под себя от
и до, и вести ее родословную от полностью уничтоженной императорской
академии — то же самое, что выискивать у себя августейших предков и
требовать добавлять к своей фамилии титул «Его высочество»). Ведь соввласть
утверждала непререкаемость одной-единственной «самой правильной» идеологии;
«учение Маркса всесильно, потому что оно верно» — В.И.Ленин.
То есть в диалоговом
режиме наука с заданной априори идеологией вообще не могла существовать.
Оттого, кстати, первым делом большевики разгромили как раз университеты (о чем
сейчас никто не говорит). Ведь то, что называется у нас «университетом», — это,
конечно, какая-то жалкая пародия на западный университет, типичный образчик
«карго-культа». У нас никто и не слыхивал никогда об университетской автономии,
а студенты — в отличие от западных студентов — самая забитая,
бессловесная и бессмысленная часть населения.
А все почему? Потому
что большевики, уничтожив автономию высшей школы, изгнали из
нее диалог учителя и ученика в первую очередь, превратив образование
в дрессуру. Очень характерно представление, что преподаватель высшей школы в
представлении того же «научного сообщества» — это вообще ни в коем разе
не ученый; преподаватель высшей школы — это самая жалкая, самая
презираемая фигура не просто в обществе, а в самом научном сообществе. Это
начетчик и дрессировщик; а наука — о, наука у нас в НИИ!..
Между тем ведь сама
структура НИИ, «научно-исследовательского института», по своему смыслу
противоречит свободному научному познанию — так как вводит элемент
иерархии: «младшие» и «старшие» научные сотрудники как бы дураки по
определению, «завлаб» уже умный, но не совсем, замдиректора — это
«голова», ну а «директор института» — это Светило! Очевидно, что в
нормальной науке так не бывает. Логика или есть, или ее нет, а от кого исходит
умозаключение — почтенного старца или желторотого юнца, — неважно.
Очевидно, что весь
строй советской (сохранившейся и поныне) системы образования и науки направлен
на удушение «вторых логик». Власть в науке безраздельно принадлежит
авторитарным (и, как правило, тупым) старперам с Первой Логикой —
или же их прихлебателям, «вечно вторичным» обладателям, по Афанасьеву,
Третьей Логики — то есть логики ущербной, неспособной ни на что, кроме
«следования авторитетам».
По-хорошему, бороться
за азиатскую РАН нет никакого смысла. Иерархия в науке убивает сам дух Науки.
Пусть ее дожрут «эффективные менеджеры» — там все равно, собственно,
ничего нет, кроме изрядно обветшавшей недвижимости.
А вот за создание
реальных университетов — настоящих, с автономией, куда не имеет права
ступать полиция без особого разрешения руководства университета — да, имело бы
смысл побороться. Только в диалоге живет наука. Пора бы перевести наше образование
и науку на путь Второй Логики. На западный путь.