НАУКА ПОСТИГАЕТ ИСКУССТВО ПОПУЛЯРИЗАЦИИ
22.08.2012
Источник:
Голос России, Петр Журавлев
-
О роли Сергея Капицы в популяризации науки, месте фундаментальных исследований в жизни общества и искусстве просто объяснять сложные вещи рассказал академик РАН Владимир Фортов
Гость в студии "Голоса России" - Владимир Евгеньевич Фортов, доктор физико-математических наук, академик Российской академии наук.
Журавлев: 14 августа ушел из жизни единственный, вероятно, представитель отечественной фундаментальной науки, которого узнавали в лицо миллионы людей, Сергей Петрович Капица.
В студии "Голоса России" доктор физико-математических наук, академик Владимир Фортов. Здравствуйте!
Владимир Евгеньевич, я начну с одной цитаты, которую нашел, готовясь к нашему разговору, в статье, посвященной кончине Сергея Петровича. "Если в нашей жизни вообще есть хоть какой-то смысл, Сергей Петрович Капица сумел потратить свой немалый (84 года) жизненный срок максимально осмысленно. Это была высокая миссия без внешнего пафоса. Параллельно с научной карьерой он стал для страны эпохой Просвещения в единственном числе". Как вам?
Фортов: Я бы не говорил о единственном числе. Многие наши выдающиеся ученые, его отец и те люди, которые сейчас работают в науке, стараются делать просветительское дело, то, чем так успешно занимался Сергей Петрович.
Конечно, я бы назвал Жореса Ивановича Алферова, человека, который очень много делает в этом направлении. Но Сергей Петрович действительно посвятил этому всю жизнь. Он был человеком цельным и естественным. Он всегда делал то, что считал нужным, то, что его занимало.
Если говорить о просвещении, это действительно просветитель нашего времени. Он это делал по очень мощному внутреннему посылу. У него было очень много векторов в жизни, куда бы он мог сместиться, заниматься другим. Особенно большое значение он придавал этому в последнее время.
Дело в том, что культурный, образовательный уровень не только нашего общества, но и вообще в мире резко падает. Видимо, историки найдут этому объяснение. Это факт. Если вы посмотрите на то, как представляют себе наши сограждане и люди в Америке природу и ее законы, то вы ужаснетесь.
Сергей Петрович это очень хорошо понимал. И он всю свою жизнь, долгую и яркую, насыщенную многими интересами, посвятил в основном этому. Мы должны поклониться ему в первую очередь за это, я считаю.
Журавлев: Владимир Евгеньевич, скажите, пожалуйста, почему человеку с физическим образованием, читавшему лекции по физике, доктору, профессору вдруг в голову пришла прекрасная идея, которая выразилась в многолетнем телевизионном проекте?
Фортов: Я не берусь за него ответить.
Журавлев: Почему?
Фортов: Я не знаю, почему и как. Он имел тягу, как и его отец, к преподаванию физики, к объяснению сложных вещей простым языком. Петр Леонидович Капица, нобелевский лауреат, его отец, безусловно, обладал этим даром. Его лекции, статьи, книги, публицистические статьи наполнены кристально ясным понимаем того, о чем он говорит.
Это очень трудно. Большинство из нас умеет говорить о простых вещах сложным языком. Тем более сейчас, в век специализации науки, когда она кластеризуется, люди настолько глубоко вникают в тайны природы, что их соседи, получившие такое же образование, но не работающие в той же области, не могут ничего понять.
Это большая проблема. Она приводит к тому, что общество все больше теряет представление о роли науки, не понимает, что делают физики и почему они делают именно это, а не другое. Это тяжелый вопрос. Он стоит везде, во всех странах.
Сергей Петрович начал преподавать в Московском физико-техническом институте. Когда я поступал на физтех в 1962 году, он принимал у меня экзамены, я тогда не знал, что это Капица. Они с отцом и коллегами, которые организовывали физтех, создали совершенно уникальную атмосферу творческого поиска.
Было очень интересно. Они включали студентов в процесс поиска нового на втором курсе. Представьте себе! Видимо, логическое развитие этих вещей привело его к этому.
В последнее время он занимался теорией взрывного роста населения. Мы все привыкли к тому, что население растет по экспоненте, это очень быстрая функция, со скоростью 1-1,5 процента в год. На самом деле, это не так. Население растет еще быстрее. Это взрывной рост.
Эта функция имеет полюс, точку, где она обращается в бесконечность. Это дает многие новые качества. В частности, процесс производства научных знаний, что является предметом науки, таков, что 80 процентов всех сведений, которыми владеет человечество за всю свою историю, получено за время жизни одного человека.
Это ставит не только вопрос о том, что делать с такой большой информацией, но и о том, как учить. Вы не можете учить какому-то конкретному делу, потому что через 5-6-10 лет то, чему вы учите, уйдет из индустрии, сменится чем-то другим. Будет другой технологический уклад, другие идеи.