ВМЕСТО СЛОЖЕНИЯ - ВЫЧИТАНИЕ

07.03.2006

Источник: Московская правда, Виола ЕГИКОВА

Если Госдума примет поправки Минфина, у нас не будет государственных вузов, НИИ, музеев, поликлиник, театров

Что-то давненько мы не слышали о всероссийских акциях протеста. Последние были связаны, если не ошибаюсь, с монетизацией льгот. Но власти признали, что просчитались, недообъяснили, недоработали, недопоняли. Какие-то решения отменили, какие-то притормозили, какие-то пересмотрели... Успокоилась страна. Стала прикидывать, как выживать дальше.

Политологи вновь заговорили о стабильности (кратковременные соляные волнения не в счет). Но вот первая ласточка, как и положено, - в начале весны:

на 16 марта назначены общероссийские акции протеста.

Пока их объявили только профсоюзы, представляющие институты Российской академии наук. Но не исключено, что следом призыв подхватят также работники образования, здравоохранения и остальной непроизводственной сферы. То есть все, кого затрагивают поправки в Бюджетный кодекс, подготовленные в Министерстве финансов РФ. Правда, многие из тех, кого эти поправки касаются непосредственно, еще о них не знают. Это у нас традиция такая: где-то за спиной разрабатываются жизненно важные документы, а мы о них узнаем чаще всего случайно и, как правило, в ситуации, когда поезд если еще не ушел, то вот-вот тронется в путь. Нормально. В спешке, когда только и остается, что вскочить на подножку последнего вагона, времени обычно хватает лишь на лихорадочные аргументы. "Садитесь в поезд, -зовут нас, - будем корректировать на ходу".

Вот так и двигаемся. Не поездка - битва в пути. Что же предлагается на этот раз?

Проект закона, представленный Минфином в Государственную Думу, называется так: "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части урегулирования бюджетного процесса и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации". Длинно и непонятно. Но если вчитаться в предложения Минфина, убеждаешься, перед тобой не проект закона -песня, изменения в закон предлагаются чрезвычайно интересные.

Начнем с того, что вводится принцип подведомственности расходов бюджета. Что это означает? Представим институт, который находится в непосредственном ведении Министерства здравоохранения и социального развития. Сегодня, если это нужно для дела, он вправе получать бюджетные ассигнования хоть от Минобрнауки, хоть от субъектов Федерации, хоть от страховых компаний, работающих в системе обязательного медицинского страхования. По новому порядку такое категорически исключается.

Более того, сложности возникнут даже в пределах одного и того же министерства. Нынче оно, как известно, представляет собой сложную, многоярусную структуру с обилием агентств. Так вот, учреждение, подчиненное одному агентству, не сможет получить средства от другого в рамках того же ведомства. Иначе говоря, вуз не сможет получать средства на научные исследования от Федерального агентства по науке и инновациям, ибо формально он подчинен Рособразованию. И неважно, что речь идет о двух агентствах внутри Минобрнауки. Это нарушит "принцип подведомственности расходов бюджета". Бог с ней, с наукой в вузе! Даже если она пролетает при такой постановке вопроса.

Может быть, ее предлагают целиком перевести на конкурсную основу, как об этом не раз говорил министр образования и науки? Тогда как понимать предложение, исключающее для госучреждений право заключать контракты на выполнение работ за счет бюджетных средств? По всему выходит, что участие в конкурсах, объявляемых, например, федеральными или муниципальными организациями, для вузов, академических институтов или, скажем, музеев, напрочь исключается.

Ну хорошо. Тогда, быть может, им опираться на средства, заработанные самостоятельно? Но тут есть и вовсе замечательная идея: предлагается все, что заработано бюджетной организацией самостоятельно, "после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах" , передать в руки государства, а уж оно решит, как лучше распорядиться деньгами. В случае с вузами, например, все, что они заработают сверх бюджета, должно быть передано Рособразованию. Там прикинут, куда направить деньги: отдать тому, кто их заработал, или залатать дыры в каком-нибудь дотационном регионе. Спрашивается, какой смысл зарабатывать, если нажитое нелегким трудом надо будет отдавать чужому дяде?

Знаю, что скажут на это умные разработчики законопроектов. Они припомнят вузам, что те благоденствуют за счет аренды. Помилуйте! Аренда и в самом деле многих спасла в начале 1990-х, когда бюджетная сфера фактически была брошена на произвол судьбы. Тогда право принимать на своей площади арендаторов было для многих институтов единственным способом выжить. Нынче аренда составляет ничтожный процент в общей доле доходов высшей школы, ей и самой не хватает площадей, а дополнительный заработок приносят научная работа и плата за обучение. В минувшем году, например, государственные вузы заработали, по данным Рособразования, 68, 8 миллиарда рублей сверх бюджета. Это тот "подкожный жирок" , который позволяет им обеспечивать дополнительные выплаты преподавателям и научным сотрудникам, поощрять студентов, развивать материальную базу... Лишить сегодня вузы возможности зарабатывать - значит подписать им смертный приговор, ибо бюджетных денег, увы, никак не хватит.

Быть может, вузы утаивают свои "непомерные" доходы, скрываются от налогов? Напротив, они платят так же, как производственные предприятия, хотя несостоятельность такой постановки вопроса очевидна. Как очевидна и нелепость ситуации, при которой вуз, купивший на собственные средства компьютер (который тут же оказывается на балансе у государства), платит за это еще и немалый налог. Так же, как он должен заплатить налоги, если компьютер поступит в качестве подарка. Впрочем, с подарками, пожертвованиями, грантами, если примут поправки в кодекс, придется попрощаться. Норма, предлагающая ввести запреты на субвенции, субсидии и бюджетные кредиты, фактически отрезает бюджетные организации от грантов и благотворительной помощи.

Как считает депутат Госдумы Оксана Дмитриева, в случае принятия предлагаемых изменений в БК "как бюджетные учреждения не смогут функционировать все высшие учебные заведения, все бюджетные научные организации, музеи, представляющие интерес для посетителей и благотворителей, театры, имеющие зрителей, крупные библиотеки, осуществляющие научные исследования". Депутат считает, что предлагаемый статус бюджетных учреждений "может быть применен исключительно к учреждениям судебной системы, органов ФСБ, законодательным органам власти, контрольным и надзорным органам, налоговой службе, таможенной службе, антимонопольной службе и другим бюджетным учреждениям, которым должно быть законодательно запрещено оказывать какие-либо платные услуги и получать какое-либо финансирование от кого бы то ни было, кроме вышестоящего главного распорядителя".

Но поправки затронут деятельность НИИ и вузов, поликлиник и больниц, музеев и театров, а в итоге - все общество. По мнению руководителей профсоюза работников РАН, принятие документа практически означает ликвидацию Российской академии наук и других государственных академий. Обеспокоено ситуацией и вузовское сообщество: невозможность распоряжаться зарабатываемыми средствами крайне осложнит работу высшей школы, считают они. Депутат Оксана Дмитриева более категорична, она утверждает, что предлагаемые поправки в Бюджетный кодекс ведут "к полному параличу и остановке работы практически всех федеральных учреждений науки, образования, культуры, учреждений здравоохранения, финансируемых за счет всех уровней бюджетов".

А может быть, в этом и состоит цель предлагаемых шагов, чтобы окончательно снять с плеч государства заботу о науке, образовании, здравоохранении, культуре? В таком случае Россия будет первой страной, где будет осуществлена такая грандиозная акция. А вот останутся ли в стране наука или достойный уровень образования, здравоохранения, это уже другой вопрос.



Подразделы

Объявления

©РАН 2024