http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=c2321654-4597-4af8-8249-cba2083c4ff5&print=1
© 2024 Российская академия наук

РЕКТОР МГУ ВИКТОР САДОВНИЧИЙ: "Я ПРЕДЛАГАЮ ВВЕСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КРЕДИТЫ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ УРОВНЕ"

28.10.2005

Источник: Известия

Нужно ли что-то менять в нынешней реформе образования

Во вторник прошло заседание Совета по науке, технологиям и образованию при президенте России. Членом этого совета является ректор МГУ Виктор Садовничий. О том, нужно ли что-то менять в нынешней реформе образования, осуществляется ли сегодня главный принцип образования - доступность, с академиком Виктором Садовничим беседует обозреватель НАТАЛЬЯ ИВАНОВА-ГЛАДИЛЫЦИКОВА.

ИЗВЕСТИЯ: Виктор Антонович, что вас устраивает и что не устраивает в переменах, происходящих в российском образовании?

ВИКТОР САДОВНИЧИЙ: Несмотря на то что об образовании постоянно говорится и даже что-то делается, проблем здесь много. Главный вопрос - это доступность и качество. Ведь сегодня выпускник школы из далекого поселка не может поступить в престижный или качественный вуз. Причина - повышение платности высшего образования. Мы считаем, что образование - это социальная функция, которая должна играть в обществе определенную роль: давать перспективу, успокаивать.

ИЗВЕСТИЯ: Тем не менее, сейчас много говорится о "доступности" высшего образования. Но это пока только разговоры. Что можно сделать, чтобы образование действительно стало доступным?

САДОВНИЧИЙ: Помочь разрешить эту ситуацию может система кредитов. Это, во-первых. Об этом я говорил еще на прошлом заседании совета. Эта система должна быть хорошо развита и работать автоматически.

У МГУ есть опыт системы "Кредит". Но это частный бизнес. Мы предлагаем, чтобы это делалось и на государственном уровне. Во-вторых, нужно расширять систему госзаказов (с отработкой после учебы). Это, по сути, то же самое, но для государства. В-третьих, нужно продолжать развивать систему олимпиад, поиск талантливых ребят. Ведь когда мы говорим о доступности, это не значит, что каждый человек должен учиться в МГУ. Это невозможно. Мы говорим, что каждый талантливый человек не должен быть ущемленным. И тут я выступаю за систему олимпиад и конкурсов. Это значит, что начиная с 7-го класса нужно отслеживать одаренных детей. За таким ребенком идет "база". И когда он дойдет до 11 -го класса, мы будем знать, что это - хороший математик или филолог. Это и есть доступность. Тогда талант не пропадет. Учиться должны те, кто к этому тянется и имеет талант.

По сути, доступность, качество и платность - это главные вопросы, которые мы затронули на заседании Совета при президенте. Плюс, конечно, необходимость поддержания нашего образования на высоком уровне. Сохранение уровня "специалиста".

ИЗВЕСТИЯ: Вы имеете в виду невозможность перехода на систему "бакалавриат-магистратура"?

САДОВНИЧИЙ: Это - ради бога! Но всех стричь под одну гребенку нельзя. И мы настаиваем на этом. Кроме того, мы - за сохранение вступительных экзаменов (мы договариваемся, что и вуз, и школьники должны иметь возможность выбрать подходящий путь поступления). И все эти способы должны быть доступны и равноправны.

ИЗВЕСТИЯ: Независимо от того, ведущий это университет или рядовой вуз?

САДОВНИЧИЙ: Да. Кроме того, необходимо продумать проблемы финансирования, вопрос о статусе профессора, о доплатах за ученые степени, звания (они крайне мизерные). Профильная школа или непрофильная. Это уже конкретные пути развития образования, и каждый из этих вопросов важен.

ИЗВЕСТИЯ: Есть ли что-то такое из заявленной программы реформирования, что необходимо уточнить или поправить?

САДОВНИЧИЙ: Если говорить по докладу министра образования, то мы работали очень активно. И многое в наших позициях сблизилось. Хотя до сих пор мы до конца не пришли к согласию ни по вступительным экзаменам, ни по переходу на систему "бакалавр-магистр-специалист". Есть сближение точек зрения, но законодательно пока ничего не зафиксировано. И, конечно, самый главный вопрос, который вызвал наши разногласия, - это проект закона о так называемых автономных организациях (АО). Мы категорически не согласны с некоторыми положениями этого закона, потому что видим в нем наступление на автономию вузов (в АО большую роль играют попечительские советы, причем не ясно, из кого они состоят). Кроме того, мы хотим иметь полную ясность по вопросу о приватизации. Потому что из закона следует, что этот совет может объявить банкротство вуза, а банкротство ведет к изменению формы собственности.

ИЗВЕСТИЯ: И вуз тогда может быть приватизирован?

САДОВНИЧИЙ: Да. Потому что уходит субсидиарная ответственность государства. Если вуз является автономной организацией и становится банкротом, государство не несет за него ответственности.

Идут дискуссии, и мы пока не нашли общей точки зрения. Закон пока на стадии внесения в правительство, после чего его рассмотрят в Думе.