«НА СТОРОНЕ ПОЛЯРНИКОВ — ГОСУДАРСТВО»
11.04.2019
Источник: Известия, 11.04.19
Александр Буланов
Спецпредставитель президента РФ Артур
Чилингаров — о том, как будет в ближайшее время развиваться Арктика
Российские
полярники в следующем году получат дрейфующую станцию «Северный полюс – 2020».
Однако для подстраховки решено вморозить в арктические льды судно «Капитан
Драницын», которое станет ее заменой. Помимо станции важнейшие проекты в
регионе — буксировка айсбергов и изучение шельфа. Об этом в интервью
«Известиям» на Международном арктическом форуме в Санкт-Петербурге рассказал
президент Ассоциации полярников, специальный представитель президента РФ по
международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Артур Чилингаров.
—
3 апреля подкомиссия ООН признала геологическую принадлежность части территорий
Арктики к продолжению российского континентального шельфа. Наша территория расширится
на 1,2 млн кв. км. Насколько это событие важно для России?
—
Это архиважная новость. Все, кто занимается Арктикой, ждут окончательного
решения. Пока оно промежуточное.
Мы
боремся за доказательство того, что Россия прирастает северными территориями.
Речь идет о 1,2 млн кв. км, которые признаются международным сообществом как
продолжение территории нашей страны. И это результат очень большой, сложной,
многолетней работы ученых и специалистов Министерства природных ресурсов и
экологии, гидрометслужбы и многих других структур. Я считаю это самым главным
событием на форуме.
В
Петербурге была поднята еще одна важная тема, на которую мало обращают
внимание, — транспортировка айсбергов. Эта задача тоже выполнена — айсберг
весом 1 млн т был транспортирован на расстояние 50 миль, чтобы обеспечить
безопасность платформ. Если айсберг встает на пути платформ, его отводят,
меняют траекторию.
—
Ранее удавалось перемещать такие гигантские айсберги?
—
Нет, такое было сделано впервые.
—
Казалось бы, времена изучения Арктики с помощью научных станций на дрейфующих
льдинах ушли в прошлое. Но сейчас обсуждается вопрос о возобновлении такой
практики. Для чего сейчас нужны дрейфующие станции?
—
Натуральные наблюдения — самые лучшие. Они связаны с риском — лед ломается. Но,
к счастью, нам удалось сохранить контингент, который умеет работать в ледовых
условиях дрейфующих станций. Я сам был начальником дрейфующей станции «Северный
полюс – 19», поэтому знаю, как на этой льдине жить, как сохранить оборудование
и, самое главное, людей.
Что
касается дрейфующей станции, то решение уже принято — в 2020 году у нас будет станция
«Северный полюс – 2020» (10 апреля на петербургском судостроительном предприятии
«Адмиралтейские верфи» прошла церемония закладки ледостойкой самодвижущейся
платформы. — «Известия»).
Но
мы подстраховались. Мы планируем вморозить в лед «Капитана Драницына» — это
один из ледоколов, который в зависимости от дрейфа массива всего арктического
льда будет работать до тех пор, пока не выйдет на чистую воду. Он в течение
годового цикла будет выполнять функцию дрейфующей станции.
—
Почему именно корабль?
—
Для того чтобы обеспечить безопасность. Сейчас очень непредсказуемый лед.
—
Артур Николаевич, известно, что вы собираетесь в экспедицию на дно Марианской
впадины вместе с Федором Конюховым. Специально для этого по заказу Фонда
перспективных исследований строится глубоководный автономный аппарат
«Витязь-Д». На какой стадии создание батискафа?
—
Пока на стадии разговоров. Мы сказали, что мечтаем, но это не значит, что мы
будем. Очень сложно сделать аппарат. Он дорогостоящий, быстро его не создашь —
нужно минимум три года.
—
Работы на Севере достаточно опасны. В 1985 году вы руководили операцией по
спасению судна «Михаил Сомов». Что думаете о безопасности в Арктике тогда и
сейчас?
—
Сейчас прилагается много усилий, но самое главное, что на стороне полярников —
государство. Раз оно участвует, безопасность гарантирована для любых работ,
выполняющихся в Арктике. Есть два момента, о которых необходимо в обязательном
порядке говорить всем, кто начинает работать в Арктике: безопасность человека и
экологическая безопасность.
—
В художественном фильме «Ледокол» один из капитанов командует жестко, а другой
общается с экипажем как с друзьями. Каким должен быть командир?
—
И жестким, и обязательным, и профессиональным. Он должен показывать пример
личного мужества.