Ефим ЛУРЬЕ: НИ ОДНО ГОСУДАРСТВО НЕ ОХАИВАЕТ СВОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТАК, КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ В НАШИХ СМИ

21.04.2006

Источник: Sciencerf, Татьяна Бархатова



 СПРАВКА: Ефим Александрович Лурье – директор Тверского научно-методического центра по инновационной деятельности высшей школы при Тверском государственном университете. Член-корреспондент Российской народной академии наук, Почетный работник высшего образования России. Боевой офицер, горный стрелок, морской пехотинец, педагог, ученый. Один из зачинателей технопаркового движения России.

Ефим Александрович, сейчас много говорится о необходимости реформ системы образования, что она устарела, не отвечает требованиям времен. В советский период наши выпускники занимали третье место, а сейчас скатились на 12-15, тем не менее, оказывается, что наши программисты одни из лучших, есть и другие примеры. Как вы считаете, справедливы ли обвинения в адрес российского образования?

Ни одно государство не охаивает свое высшее образование так, как это делается в наших СМИ в последние годы, как это можно по ходу разговора "лягнуть" и сказать, что были на третьем, а стали на двадцать пятом? Двадцать пятое место - это оценка, которую дает мировое сообщество по отдельным специальностям школ, никакого от ношения к высшему образованию она не имеет. Ложные цифры о том, что выпускники не идут по своей специальности работать, ищут, что получше. Саму систему высшего образования в корне исковеркали с тех пор, как разрешили бездумно создавать коммерческие вузы. Например, мы с вами собираемся и говорим - делаем университет? Делаем. Пишем заявку, регистрируемся в налоговой, приезжаем в министерство и уже зарегистрированы - Тверской университет - и нам дают лицензию. Все. Никто не проводил ни аккредитации, ни проверки, у них у всех помещения, как правило, нет, проводят занятия наши преподаватели из государственных вузов. Сущности университета, особого сообщества преподавателей и молодежи там не создается. И сейчас все время на виду недостатки представителей именно этой группы.

У нас, в Тверском университете вообще нет проблем с выпускниками, они уже с 4 курса расписаны в области информационных технологий и меньше, чем на $1000, никуда не идут работать. Это совершенно пустые разговоры. Нужны требования и участие в этом процессе бизнес-сообщества, это совершенно правильно, но это нужно делать спокойно, уважительно. Российское образование столетиями считалось лучшим в мире, чем оно сейчас отличается? Оно отличается совершенно другим уровнем фундаментальности. Это вообще свойственно российскому человеку, и у нас в образовании вся система - и школы, и вузы - направлена на фундаментальное образование.

В той же Индии, в Бангалоре 40% работников технопарка не имеют высшего образования, и дальнейший "маршрут" результатов их труда для них неведом. Еще 30% сотрудников делают различные блоки, системки, и тоже не знают, куда это и для чего. Потом 15% штата подбирают уже по направлениям, для медицины, для транспорта и так далее, и оставшиеся 5% - специалисты с высшим образованием - готовят программы. И что, нам это повторять? А у нас, как признают во всем мире, единственная страна, где каждый выпускник математического факультета вуза, если надо - при небольшой дополнительной подготовке, становится программистом, это качественное отличие, характерное для очень многих университетов. Поэтому охаивание в принципе недопустимо.

Но какие-то перемены все равно нужны, что же нужно менять?

Я говорю о том, что нужно постоянно создавать и следить за системой выпускников. Каждый вуз должен ее знать, поддерживать базы данных, проводить, создавать ассоциации, устраивать конференции. То есть, надо осуществлять системное слежение за всеми, кого ты выпустил. Это первое требование. Второе - нужно обязательно привлечь к этому бизнес сообщество, они должны участвовать в процессе.

В каком виде может осуществляться такое сотрудничество?

Наблюдательные советы, разработка стандартов, это и нас касается, мы понимаем, что у нас есть слабости в области технологий и программирования, мы это признаем, вопросов нет. Поэтому мы ведем переговоры с руководителями фирм.

Есть ли какой-то предел допустимого, насколько бизнес может вмешиваться в учебный процесс?

Это не вмешательство, во всем мире это совершенно нормальная структура. Главное, это должен быть наш бизнес, родной, российский, его надо рассматривать как партнера, а не как конкурента, который что-то украдет.



©РАН 2024