http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=c4d8d2f7-3b93-4e00-8101-61987974d51b&print=1
© 2024 Российская академия наук
Медведев добавил еще одну - "неспешное" внедрение в практику достижений научно-технического прогресса.
"Известно,- сказал Садовничий, - что наибольший вклад в ВВП вносят наиболее образованные люди. Поэтому, мне кажется, что сегодня должны обсудить два основных вопроса: какие основные проблемы сейчас стоят перед школой и какой должна быть школа".
"Нам кажется, - отметил ректор МГУ, - основная проблема сегодняшней школы - это снижение качества образования и связанное с этим уменьшение мотивации в получении фундаментального образования. Неравный доступ к хорошему образованию". Напомнив, что президент "говорил о территориальном факторе неравенства, а две трети школ в России - это сельские школы", В.А. Садовничий признал, что "ученикам этих школ, конечно, труднее, чем их сверстникам в городах в элитных школах получать образование". "Кроме того,- уточнил он, - объем платных услуг в системе общего образования вырос за последние годы в несколько раз".
"Второй важнейший вопрос - это вопрос о статусе учителя, роли учителя. Россия имеет прекрасные традиции. Учителя - золотой фонд нашей интеллигенции",- считает Садовничий.
По оценке Садовничего, "сейчас наша страна - на новой траектории. Однако накопились проблемы. Более половины учителей - предпенсионного и пенсионного возраста. Профессия учителя, увы, не является престижной. Выпускники университета и даже педвуза неохотно идут работать в школу. Учителю трудно приобрести жилье, а в ряде регионов зарплата учителя пока невысокая. По статистическим данным, разброс среднемесячной зарплаты - от 5 тысяч до 30 тысяч рублей".
Третьей важной проблемой Садовничсий назвал воспитание школьников, отношение семьи и школы, их взаимодополняемость. "Социологические опросы говорят, что сейчас, к сожалению, доминирует не всегда оправданный прагматизм в этих отношениях, который неизбежно передается молодым людям. Безусловно, это сказывается и на школьной атмосфере. Отметим, что многодетные семьи, малообеспеченные семьи, семьи с детьми-инвалидами сами нуждаются в увеличении адресной поддержки", - заявил Садовничий.
Признав, что "отношения семьи и школы всегда были непростыми", он напомнил слова Льва Толстого о том, что "взгляды родителей и учителей трудно примирить". "Они часто по-разному смотрят на цели образования", - сказал ректор.
Вслед за президентом Садовничий повторил, что школа "должна укреплять, а не ухудшать здоровье ребенка. А данные говорят, что 80% выпускников школы имеют ограничение в выборе профессии, а 35% юношей не пригодны к службе в армии".
В целом, по мнению докладчика, "для школы сделано многое, и ситуация в ней, на самом деле, лучше", что он связал, прежде всего, с национальным проектом "Образование", у истоков которого стоял нынешний президент. "Большая работа проведена и органами управления образования министерства", - признал ученый.
Перейдя к своему видению "школы будущего", он пожаловался на то, что "содержание образования практически мало изменилось с середины прошлого века". "Объем знаний в мире растет по экспоненте, - продолжал он, - а в школе проявляются новые предметы, не имеющие глубокого научного содержания". "Ясно, что всему учить нельзя,- считает ректор главного вуза страны. - Нам кажется, что требуется, широко обсудив в обществе, в ближайшее время утвердить современные требования к базовому школьному образованию разработать современный стандарт". Работа эта, по мнению ученого, "затянулась".
Далее ректор предложил "продолжить работу по экспертизе школьных учебников, поднимая планку требований к ним". В качестве примера он сообщил, что "только по одному предмету из 41 учебника, рассмотренных комиссией Академии наук, всего два признаны пригодными".