Вздохнёт ли наука при федеральной контрактной системе?

02.09.2011

Источник: Наука и технологии России, Σ Горбатова Анна

Нацеленность на результат и ответственность за него заказчика, прозрачность и подконтрольность обществу всех стадий и процедур государственных закупок – основные принципы, заложенные в новый законопроект «О федеральной контрактной системе»

Его задача – обеспечить условия для добросовестной конкуренции, заставить государство качественно исполнять свои обязательства перед обществом, решить проблемы с закупками для проведения научных исследований. Об этом журналистам рассказали министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина, замминистра Алексей Лихачёв и директор Департамента развития федеральной контрактной системы Минэкономразвития Ольга Анчишкина на пресс-конференции в РИА-новости, состоявшейся в четверг, 1 сентября.

«94-й закон делался с абсолютно правильными намерениями. Делало его наше министерство, с тем чтобы снизить коррупцию, убрать произвол. И 94-й закон в своё время сыграл положительную роль», – отдала ему дань глава Минэкономразвития. «Тем не менее реализация 94-го закона показала, что коррупционная практика в последние годы возрастает», – уточнила министр. Да и при всей процедурной открытости госзакупок их эффективность оказалась «вне поля внимания».

Новым законом будет регулироваться весь цикл государственных закупок – от среднесрочного прогноза государственных и муниципальных нужд до аудита результата государственной закупки на предмет соответствия первоначально заявленной нужде – и по ценовым параметрам, и по качественным характеристикам, и по целесообразности её удовлетворения тем или иным способом, пояснил заместитель министра экономического развития Алексей Лихачёв.

Новации для науки и малого бизнеса

Способов проведения закупок, по словам директора департамента развития ФКС Ольги Анчишкиной, «стало больше». К открытому и закрытому конкурсам, электронному аукциону, запросу котировок и закупкам у единственного источника в новом законопроекте добавились конкурс с ограниченным участием, запрос предложений и двухэтапный конкурс (статья 23, п.1). Последний проводится при закупках госорганов для проведения научных исследований, проектных работ, экспериментов, изысканий и разработок, создания произведений литературы и искусства. На первом этапе конкурса участники представляют содержательные предложения (концепцию) без указания цены контракта, которые обсуждаются с заказчиком. На втором этапе, после уточнения критериев, – окончательные предложения с указанием цены. Такой способ может быть выбран, по словам руководителя департамента ФКС, при закупках сложной, инновационной продукции, например, при модернизации реактора атомной электростанции.

Поскольку в сфере науки действующая по 94-му закону система закупок не работает, что в очередной раз подтвердили учёные на встрече с разработчиками проекта закона о ФКС, предложено решать эту проблему, в частности, так. Закон не будет распространяться «на деятельность бюджетных учреждений по выполнению научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ за счёт грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами», в том числе иностранными, а также международными организациями (статья 14, п. 4). Такого рода деятельность будет регулироваться Федеральным законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», который вступит в силу с 1 января 2012 года.

Отсыл к 223-му закону – неожиданность для молодых учёных, написавших письмо Дмитрию Медведеву. По их мнению, эффективная модель финансирования науки должна строиться на основе системы грантов, которые получают победившие в конкурсах непосредственные исполнители исследований – небольшие научные коллективы, а не вузы или академии. Но правового определения таким коллективам законопроект не даёт, да и не его это задача.

По 94-ФЗ можно легко выиграть конкурс, предложив заказчику наиболее низкую цену. В проекте закона о ФКС предусмотрены антидемпинговые механизмы, сказал Алексей Лихачёв. Если участник конкурса занижает в заявке цену по сравнению с начальной более чем на 25 процентов, то он по требованию заказчика должен обосновать это. А при попытке снизить цену на самом аукционе на 25 процентов торги останавливаются.

Поддержка малого бизнеса через систему закупок – ещё одна новация (статья 29). Заказчикам вменяется обязанность «осуществлять закупки товаров, работ и услуг у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем десять процентов от общего годового объёма закупок товаров, работ, услуг». Эта норма будет применяться при проведении открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок. Начальная (максимальная) цена контракта при этом не должна превышать 10 миллионов рублей.

Произвол под угрозой

Заказчикам, а их сейчас более 300 тысяч, труднее будет самоуправствовать, например, приобретать предметы роскоши для чиновничьих кабинетов под видом закупки для нужд государственных и муниципальных органов. С введением единой информационной системы все действия заказчика окажутся обнажёнными – публиковаться будут не только планы закупок, но и сведения об исполнении контракта.

На каждой стадии закупок может проводиться контрактный аудит. Уполномоченный орган проверит, соответствуют ли планам обеспечения государственных и муниципальных нужд внутригодовой план-график, обоснованы ли изменения при его исполнении, насколько правомерны начальная (максимальная) цена контракта и выбор способа закупки. И что не менее важно – соответствуют ли результаты закупок условиям контракта, есть ли эффект от практического применения этих результатов.

Вводится персональная ответственность заказчика за его действия на всех стадиях госзакупок. За неисполнение норм закона и нарушение условий конкуренции он может быть дисквалифицирован, уволен, понести административное и даже уголовное наказание.

Мавру пора уходить?

Последняя, 98 статья проекта закона о «Федеральной контрактной системе» гласит, что с момента вступления его в силу прекращается действие 94-ФЗ. Он свою роль, в том числе негативную для науки, уже сыграл. В Минэкономразвития надеются, что до конца этого года или в начале следующего удастся не только провести публичное обсуждение законопроекта и согласовать его с различными ведомствами, но и рассмотреть доработанный вариант в Правительстве РФ и Государственной думе. Но не стоит забывать, что закон о ФКС при всём его новаторстве не отменит 94-ФЗ, регулирующий размещение заказов на госзакупки, а поглотит его нормы.

Эльвира Набиуллина пообещала, что министерство не только будет «собирать и анализировать» все поступающие к законопроекту предложения. Раз в десять дней чиновники Минэкономразвития намерены составлять отчёт о том, какие предложения поступили и какие из них учтены. В онлайн-режиме на сайте http://ideas.economy.gov.ru/ можно прокомментировать проект закона и увидеть изменения, вносимые в его текст.



Подразделы

Объявления

©РАН 2024