http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=c5b7a1a0-d10f-486f-84f6-98cd5f97ee5c&print=1© 2024 Российская академия наук
Может быть, потому, что бывший руководитель Инновационного технологического центра (ИТЦ) Санкт-Петербурга не очень силен в проблемах высшей и средней школы. Однако накануне Дня учителя профильный министр все-таки решил поделиться с обществом своим взглядом на российскую систему образования, которая, по его мнению, нуждается в реформировании. Откровения министра вызвали оторопь даже у видавших виды журналистов. Что же конкретно предложил Андрей Фурсенко?
УМНЫХ МНОГО РАЗВЕЛОСЬ
Главная беда российской сферы образования в том, что она слишком большая. "На сегодняшний день в ней работает 9 % экономически активного населения страны, ну куда это годится?" - попенял Андрей Фурсенко. И продолжал развивать свою мысль: "Сейчас на 1 учителя в среднем приходится 11 учеников, в Карачаево-Черкесии ситуация еще хуже: 50 тысяч школьников на 10 тысяч учителей. Я, конечно, понимаю, что во многих регионах у нас безработица, но школа - не собес! Надо бороться за наполняемость классов, которая в России самая низкая в Европе. По всем нормативам в классе должно быть 25 учеников. Если из-за демографического кризиса достаточного количества ребят не набирается, надо укрупнять классы, в конце концов, в школе главный человек - ученик, а не учитель!" А мы-то по наивности думали, что чем меньше детей в классе, тем выше качество их обучения.
Ситуация в сфере высшего образования также вызывает недовольство у министра.
Да и качество подготовленных в вузах специалистов вызывает у министра большие сомнения. "У нас масса людей с дипломами экономистов, юристов и менеджеров, но мало кто из них способен работать по этим специальностям" , - признался Андрей Фурсенко и задумчиво добавил: "Нашему министерству надо все-таки выяснить, какие специальности будут востребованы через 5-10 лет". Почему чиновники не озаботились этим вопросом раньше - непонятно.
Но раз уж студентам посчастливилось учиться в вузе, нечего это делать за государственный счет, в смысле получать стипендию. "Деньгами 600 рублей все равно не назовешь, - философски заметил министр. -Академическую стипендию надо платить только тем, кто хорошо учится, социальную же тем, кто в ней остро нуждается".
В ШКОЛЬНЫХ КЛАССАХ ОКОПАЛИСЬ ОЛИГАРХИ
Разумеется, всех интересовал вопрос о повышении зарплат школьным учителям, анонсированном Владимиром Путиным, однако об этом, похоже, придется забыть. "С зарплатами у учителей и так все в порядке, - заявил Андрей Фурсенко. - Многие россияне мечтали бы получать 15 тысяч, как учителя Ханты-Мансийска, или 12 тысяч, как учителя в Москве. Разумеется, регион региону рознь. Чтобы выровнять ситуацию, потребуется помощь федерального центра. Вообще же с 2007 года мы переходим к нормативному финансированию образования, когда деньги будут двигаться за учениками". На практике это, скорее всего, приведет к неоправданному увеличению количества учеников в классах, поскольку маленькие группы становятся невыгодны для учителя.
Другая инновация Министерства образования и науки заключается в том, что "зарплаты учителей не будут привязаны к тарифной сетке, количеству часов и другим формальным критериям". Как заявил Андрей Фурсенко: "В этом году мы уже выделили 10 тысяч грантов лучшим учителям, губернаторы обещали выделить из региональных бюджетов столько же. Таким образом, мы поддержим лучших, повысить же зарплату всем мы не сможем". Можно представить, какие дрязги начнутся в школьных коллективах, когда одни учителя будут получать по тысяче долларов, а другие 2 тысячи рублей.
ПРАВИЛА РАЗВЕДЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ
Хотя учителя, как явствует из выступления Андрея Фурсенко, купаются в роскоши, молодежь работать в школы почему-то не идет, 17 % российских учителей - пенсионеры. Чтобы исправить ситуацию, министерство решило взять на вооружение передовой опыт российских регионов.
Так, губернатор Ставропольского края начал давать квартиры молодым семьям, в которых муж и жена являются учителями, в надежде, что их дети продолжат семейную династию. Министр признал "опыт интересным" и предложил "внедрять его в масштабах всей страны, благо таких семей не так уж и много". В общем, как в старой юмореске - "мать была инструктором Сидоренко, и дочь будет инструктором Сидоренко".
Впрочем, министру тоже не чужд творческий подход к решению проблем. По мнению Андрея Фурсенко, "надо давать гранты на переоборудование школ, поскольку молодежи нравится работать в красивых офисах".
Для привлечения же молодых учителей в сельские школы можно использовать опыт Калужской области. После года работы в деревне учитель получает премию, через два года ее размеры удваиваются, через три утраиваются, через четыре года учитель не получает ничего, поскольку "уже врос корнями в эту самую деревню". Впрочем, даже министр признает, что эксперимент может провалиться. "В настоящее время сельским учителям предоставляется отсрочка от армии, но воспользоваться ею в прошлом году пожелали всего 500 человек" , - с изумлением констатировал Андрей Фурсенко.
БОЕВОЕ ЗАДАНИЕ В ВУЗЕ
Отношения Министерства образования и науки и Министерства обороны вообще тема для отдельного разговора. Два этих министерства до такой степени слились в экстазе, что не сразу понимаешь, какой Минобр пролоббировал то или иное решение. Взять, к примеру, пресловутые военные кафедры, которые остаются в 68 вузах. Министерство обороны финансировать их отказалось, Министерство же образования с радостью взвалило на себя эту обузу. "Правда, договорившись, что преподающие на них офицеры будут считаться командированными для прохождения воинской службы в вуз, а мы им будем платить зарплату" , -радостно рапортовал Андрей Фурсенко.
ЭТО ТВОЯ РОДИНА, СЫНОК!
Всех вышеперечисленных проблем можно было бы избежать, если бы учителя, ученики и их родители были истинными патриотами и не замечали отдельных недостатков родной системы образования - именно так, по всей видимости, рассуждали в Минобрнауки. Как иначе объяснить пыл, с каким чиновники данного министерства приступили к воспитанию патриотизма.
Андрею Фурсенко, к примеру, приглянулась история. "Патриотическое воспитание - это в первую очередь правильное осознание истории своей страны. Каждый человек должен понимать, что его личный успех тесно связан с успехом государства, его прошлым, настоящим и будущим. Пока же у нас люди отдельно, а государство отдельно, но мы это исправим" , - заявил он. Сам министр с историей своей страны, по всей видимости, не очень знаком, иначе бы знал, что все это в ней уже было.