http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=c5c5a12f-4ca1-4672-b2af-5253baeda8f7&print=1
© 2024 Российская академия наук
Настоящей
сенсацией стало сообщение научного руководителя Института высшей нервной
деятельности РАН академика Павла Балабана на заседании президиума академии. Он
рассказал об экспериментах, которые заставляют переосмыслить парадигму о работе
мозга, в частности о механизме формирования долговременной памяти. Об этом с
ученым беседует корреспондент "РГ".
Академик Балабан:
Память работает по принципу "двух ключей к сейфу"
Павел Милославович, наука уже много лет пытается
разгадать, что такое память. Поставлено, наверное, десятки тысяч экспериментов,
предложены различные гипотезы, но ответ так и не удалось найти. Ученые
вынуждены признать: мы не знаем, что такое мозг, что такое память. Вы говорите
о переосмыслении нынешних представлений о мозге. Что имеете в виду?
Павел Балабан: В основе этих представлений лежит
практически постулат: главное действующее лицо в мозге - это нейроны. Так вот,
сейчас оказывается, что это большое заблуждение.
Не на того ставили? Кто же фаворит, который выходит из
тени?
Павел Балабан: Это так называемые глиальные клетки,
или астроциты. Интересно, что их в мозге почти в 10 раз больше, чем нейронов,
они главное население мозга, но их функции были почти неизвестны. Считалось,
что астроциты что-то вторичное, этакая подсобка для прокорма нейронов. Однако
последние эксперименты показали, что все ровно наоборот! Что ключевым
участником при формировании памяти являются вовсе не нейроны, а астроциты.
Как это удалось увидеть?
Павел Балабан: Например, британские ученые в
экспериментах на моллюсках наткнулись на странный эффект. Кратковременная
память о событии переходила у них в долговременную не сразу. Тесты показали,
что около часа после обучения память отсутствует. А для формирования полноценной
памяти потребовалось 3-4 часа. Этот таинственный период поставил ученых в тупик:
где она скрывалась все это время?
Почти одновременно
мы проводили на улитках аналогичные опыты и увидели тот же феномен. Память
после обучения куда-то пропадала, а потом неожиданно всплывала.
А как эти трюки с памятью вообще удалось
зафиксировать? Расскажите подробнее об этих тонких экспериментах.
Павел Балабан: Вначале улиткам даем пищу, сочетая с
нейтральным запахом. А потом только запах, и видим, что животное сразу начинает
искать пищу. То есть у него сформировалась кратковременная память на тандем запах
- пища. Вроде бы все, как и должно быть. Но мы продолжили опыт. Стали давать
запах каждые десять минут, и вот тут начались сюрпризы. Улитки вообще перестали
на него реагировать. И это молчание продолжалось около часа, а потом животные
вдруг "проснулись". Как будто к ним вернулось воспоминание о запахе,
и они вновь начинали искать пищу.
То есть кратковременная память только через несколько
часов превратилась в долговременную? И где же она так долго скрывалась?
Павел Балабан: Как сейчас становится понятно, в тех
самых глиальных клетках, астроцитах, на которые никто не обращал внимания.
Становится понятно, что природа создала для формирования долговременной памяти
довольно изощренный механизм. В общих чертах он работает примерно так. Сначала
нейроны реагируют на те внешние стимулы, которые надо запомнить. Это может быть
что угодно - запах, портрет человека, счет матча и т.д. При этом нейроны
выделяют в окружающую среду специфические гормоны. Затем включается диффузия -
гормоны проникают к соседям, в глиальные клетки. А те в ответ вырабатывают свои
вещества и отправляют их обратно нейронам. Вот именно эта взаимная диффузия и
занимает часы. В этот длительный интервал как раз и оценивается важность, надо
или нет надолго запоминать запах, портрет или счет.
Кем оценивается? Вот я посмотрел на портрет Пушкина.
Как я его запоминаю?
Павел Балабан: В том-то и дело, что здесь возможны
варианты. Пушкин может как сохраниться в вашей памяти, так и промелькнуть мимо.
Все зависит от того, насколько сильный след от образа Пушкина с момента, когда
вы первый раз увидели, остался в ваших нейронах.
Инфографика
"РГ" / Антон Переплетчиков / Юрий Медведев
Но если есть след, значит, Пушкин уже впечатался
навсегда?
Павел Балабан: Нет. Только следа недостаточно, что
и показал эксперимент с улитками. Информация сохраняется в долговременной
памяти только после прихода ответа от глиальных клеток. Говоря образно, этот
интервал в часы дается мозгу, чтобы оценить, надо вам запоминать Пушкина или
нет. Насколько важная для вас эта информация.
То есть след и ответ от астроцитов - это как два
ключа, чтобы открыть сейф?
Павел Балабан: Так и есть. Сигнал от астроцитов не
кодирует память, но без него сейф не откроете.
А зачем вообще такая сложная система? Ждать ответ от
астроцита? Разве нельзя проще: нейрон отреагировал, запомнил - и образ
запечатлен надолго.
Павел Балабан: Но тогда мозг будет запоминать все
подряд. И хранилище быстро переполнится! А при работе по принципу "ключей
к сейфу" идет отбор. Мусор отделяется! У мозга есть достаточно времени
отобрать важное и отсеять второстепенное.
Итак, в сейфах долговременной памяти лежит самая
разная, важная для каждого из нас информация. Но почему мы часто ее забываем?
Человек учил географию, но не помнит, к примеру, что Брюссель - это столица
Бельгии!
Павел Балабан: Может, для него эта информация была
не важна, и нужные гормоны в нейронах не выработались для образования следа. Но
в памяти остаются сенсорные образы. Если человеку показать сотни столиц, то,
увидев Брюссель, он вспомнит, что вот это он уже где-то видел, но не может
связать именно с Бельгией. Между ними в его мозгу нет связи. Но мы уже знаем,
как ее можно восстановить. При слове "Брюссель" в памяти будет
выскакивать Бельгия.
Вернуть память? Сделать двоечника отличником? Неужели
такое вообще возможно?
Павел Балабан: Возможно. Попробую объяснить в самых
общих чертах. Придется обратиться к генетике. Как я говорил, при формировании
памяти астроциты посылают в нейрон ответные сигналы. Так вот они регулируют
активность генов именно тех нейронов, которые связаны с долговременной памятью.
В этом и есть суть механизма ее формирования. То есть память напрямую связана с
работой генов.
Но тогда это действительно прорыв! Сегодня изменение
активности генов - это мировой тренд. Значит, с помощью такой технологии можно
и память восстанавливать?
Павел Балабан: Совершенно верно. Что мы
продемонстрировали, сделав нашим улиткам-"двоечникам" укол
специального препарата. У них полностью восстановилась память.
Как с помощью этих знаний помочь человеку?
Павел Балабан: Во-первых, надо подчеркнуть, что на
наших глазах происходит смена парадигмы. Можно с полной уверенностью
утверждать: основное "население" мозга уже не нейроны, а астроциты.
Именно они играют решающую роль в формировании долговременной памяти. А это
кардинально меняет весь подход к борьбе с когнитивными болезнями, в том числе с
Альцгеймером, деменциями и многими другими. Если раньше главной мишенью
исследований были нейроны, то теперь это должны стать глиальные клетки,
астроциты. Нам понятно, где искать, куда идти. А это в науке самое главное.
Смена парадигмы - это революция в науке. Как
отреагировали на эту работу ваши коллеги? История показывает, что вначале на революционные идеи, а тем более
смену парадигм обрушивается лавина
критики. Нужно много времени, чтобы научное сообщество приняло новый взгляд. Вы
уже получили свою порцию?
Павел Балабан: Это самая свежая работа, статью мы
только готовим к публикации. Так что вся дискуссия еще впереди.