http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=c5c87a72-e6d8-4f64-be40-5fff19d755f4&print=1
© 2024 Российская академия наук

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

31.08.2006

Источник: Trud.ru № 159, Егоршева Нина

АВТОРЫ ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ ВЫДАЮТ ТАКИЕ ПЕРЛЫ, ЧТО ХВАТАЮТСЯ ЗА ГОЛОВУ И ПЕДАГОГИ, И САМИ УЧЕНИКИ

В последние дни перед новым учебным годом родители носились сломя голову по магазинам, чтобы успеть купить учебники, тетради, контурные карты и методички по спискам, которые раздали их детям школьные учителя. Наиболее дотошные потом дома пролистали закупленные источники знаний и... часто хватались за голову - неужели ребенок будет учить ЭТО!

"Уважаемый Андрей Александрович, хочу обратить ваше внимание на учебник, по которому нам в школе преподают биологию, - сообщил недавно семиклассник из Томска в письме на имя министра образования России Андрея Фурсенко. - На иллюстрации там изображен трутень, хотя в подписи сказано, что это пчела. Моя бабушка - пчеловод, и она даже хотела идти к директору школы ругаться, что нас неправильно учат..."

Даже дети уже замечают, что в учебниках зачастую написана откровенная чушь. Вот и сам министр Фурсенко был вынужден публично заявить, что более половины школьной литературы содержит фактические и грамматические ошибки.

В пору СССР право написать или составить учебник было признанием высшего доверия к ученому - его научному и педагогическому таланту. Сейчас подготовить свой вариант, например, "Русского языка", может практически каждый. В перестроечное время - конец 80-х - начало 90-х годов - школьные педагоги сетовали на то, что учебники стандартные, скучные и в чем-то не вполне честные. С нынешними не заскучаешь.

Например, свет увидела серия учебников тиражом в 200 тыс. экземпляров, где карта России изображена без Калининградской области и Курильских островов. В московских магазинах появились школьные тетради, на обложке которых поэт Михаил Юрьевич Лермонтов был назван Юрием Михайловичем. Вероятно, издатель спутал автора "Героя нашего времени" с мэром Лужковым.

Министерство образования и науки ежегодно составляет перечень учебников, рекомендованных для использования школами. Но только в апреле прошлого года их проверку поручили Российской академии наук и Российской академии образования. У педагогов и самих учеников вроде бы есть надежда: уж академики-то не пропустят глупые книжки.

Впрочем, оптимизм быстро улетучивается, когда в "Физике" для 10-го класса автора Степанова Г. Н. читаешь: "Вы все неоднократно наблюдали различные виды движения жидкостей и газов. Примерами такого движения могут служить... течение крови в кровеносных сосудах человека и животных, нефтепродуктов в нефтепроводах и т.п.". Или в книге "Биология. Животные. 7-й класс" писателей Латюшкиной В.В. и Шапкина В.А. обнаружишь: "...кальмары длиной до 20 метров", лицезреть которых есть шанс только в фильме ужасов.

Кстати, именно современные учебники "Биология" грешат особенно странными фактами и примерами, которые не понять самим педагогам и невозможно объяснить ученикам. Так, тандем авторов Родионова Е.И. и Белицкая Г.Э. в своей версии школьного курса предусмотрели раздел "Наука о душе", в котором сообщают: "Во сне тело пассивно, а душа продолжает самостоятельную жизнь, и она может быть очень даже напряженной". Проблему взаимоотношения полов они разрешают с помощью примера: "Приходит муж домой, а на столе записка: "Дорогой, на ужин - рыба, удочки - за дверью!" Резюме этого раздела: "Наша биологическая задача на Земле - оставить потомство". Образность мышления Родионовой - Белицкой иллюстрирует и такой перл: "черепно-мозговые нервы - "фельдъегерская связь" головного мозга, промежуточный мозг - "адъютант его превосходительства".

Весьма интересна встречная версия "Биологии" для девятиклассников от Цузмер А.М. и Петришиной О.Л., где в главе "Выделение" сообщается: "особенно вредно злоупотреблять алкоголем, который поражает почки (!)", а в практикуме "Строение и свойства кости" предлагается согнуть, после чего растянуть кость животного.

И такую ахинею следует преподавать? Не говоря уже о том, что ошибочная орфография и грамматика в учебниках "Русского языка", задачи, не имеющие решения, в курсах "Математика", "Алгебра" или "Геометрия" могут навсегда отбить у ребенка желание учиться. Или, во всяком случае, доверять старшим, которые преподносят ему за чистую монету собственную безграмотность.

КАКОЙ УЧЕБНИК СЧИТАТЬ ХОРОШИМ?

О том, что делается для того чтобы безграмотные учебники как можно реже доходили до школ, мы попросили рассказать Светлану Тетерину, начальника отдела федеральных перечней учебной литературы Министерства образования и науки РФ.

- Есть обязательный перечень школьных учебников, который утверждает наше министерство. По закону "Об образовании" преподавание в школах должно вестись только по учебникам, включенным в этот перечень. Чтобы учебник попал в него, необходимо два положительных экспертных заключения. Одно - на соответствие учебника существующим научным представлениям, второе - о соответствии возрастным и психологическим особенностям учащихся. По результатам экспертизы присваиваются грифы "Допущено" или "Рекомендовано" министерством для использования в образовательном процессе. При этом последний присваивается по результатам использования учебника в школах.

- Сейчас над проверкой школьных учебников трудятся академики, и сколько такой литературы они успели забраковать?

- Экспертиза по 2006 году еще не завершена, окончательные результаты у нас будут к ноябрю, перечень на 2007/2008 учебный год будет сформирован в декабре. В прошлом же году на экспертизу направлялся 241 учебник. Положительное заключение получили только 156.

- Какие претензии звучат наиболее часто?

- Родители обращают внимание на сложность материала. Педагоги - на отсутствие в учебниках "воспитательных основ". Дети указывают на конкретные ошибки.

- А самые проблемные учебники какие?

На первом месте, пожалуй, - учебники по истории, которые закладывают основы гражданской позиции ребенка.

- А есть ли сейчас такие учебники, которые выдержали испытание временем и к ним до сих пор нет никаких претензий?

- Из долгожителей могу назвать учебники физики А.В. Перышкина, русского языка С.Г. Бархударова.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Валерий Козлов, вице-президент Российской академии наук, председатель комиссии по анализу и экспертизе учебников и учебных пособий:

- Общее впечатление от уровня учебников, которые используются в школе, удручающее. Только каждый пятый учебник не вызывает нареканий. В остальных встречаются, и, как правило, очень часто, не только неточности, но и грубые ошибки. И такая ситуация по всем дисциплинам. Я давно предлагаю Министерству образования и науки выход из этого положения: провести открытый конкурс, на котором будут представлены издательствами или авторами сразу все имеющиеся учебники. Мы составили бы рейтинг по принципу: насколько ясно и четко изложена фактическая сторона дела. А Российская академия образования дала бы оценки по методике и по психологии. В итоге по каждому направлению можно было бы выбрать действительно лучшие учебники - два, три, ну, может быть, четыре. И только их рекомендовать для использования в школах.