ЮРИЙ ФОНТАНОВ: ГОСУДАРСТВО ПОЛНОСТЬЮ ОТДАЕТ СЕБЕ ОТЧЕТ В ТОМ, ЧТО ПОРА СЛЕЗАТЬ С НЕФТЯНОЙ ИГЛЫ
09.12.2005
Источник: Sciencerf,
Татьяна БАРХАТОВА
Что нужно сделать для того, чтобы улучшить международное научно-техническое сотрудничество
Юрий Анатольевич, международное научно-техническое сотрудничество – один из важнейших инструментов в сфере науки и инноваций.
Как Вы считаете, каково нынешнее состояние сотрудничества, каков его уровень?
Что нужно сделать для того, чтобы улучшить его?
Последнее время международному сотрудничеству уделяется достаточно большое внимание, важность его признана на всех уровнях. Его активно развивает и государство, и бизнес, так как понимают, что без него нет перспектив эффективного развития. Если говорить о международном сотрудничестве в области инноваций, то опять-таки важность его признается всеми, в частности, и в рамках Евросоюза, где есть серьезные наработки в области и институциональной базы, и законодательства, которые эффективно используются и создают адекватные условия для инновационного развития.
Курс на создание конкурентоспособной инновационной экономики был взят на Лиссабонском саммите ЕС, после чего в Барселоне Совет Европы сформулировал ряд конкретных задач в области стимулирования инновационного развития, соответственно, были определены приоритеты и т.д. На сегодняшний день все более переплетаются три уровня формирования инновационной политики, которые показали свою эффективность: региональный, региональный уровень федеральной инновационной политики и наднациональный, на уровне Евросоюза. Причем в результате, региональная инновационная политика все в большей степени приобретает структурный, а не перераспределительный характер. Поэтому нам есть, на что посмотреть, есть к чему стремиться, и, вроде бы, мы все это понимаем.
С другой стороны, наше государство полностью отдает себе отчет в том, что пора слезать с нефтяной иглы и уделять больше внимания развитию инновационной экономики, причем у нас накопились такие завалы, которые без помощи государства разгрести достаточно сложно. И проблема тут даже не только в финансировании, сейчас есть достаточное количество желающих инвестировать в наукоемкую промышленность, хотя в данной сфере, поскольку применяются новые решения, очень высоки риски. Есть проблемы юридические, налоговые. Понятно, что налоги ликвидировать совсем нельзя, просто они должны быть адекватные, причем именно с точки зрения функционирования компаний. Например, для компаний, занимающихся сборкой компьютеров должны быть соответствующие пошлины на комплектующие и эффективность возмещения НДС. Если речь идет о компаниях, создающих интеллектуальную собственность, тогда должен быть адекватный социальный налог, и т.д. Чтобы какой-либо сектор рынка имел комфортные условия для роста, должен гармонично сочетаться ряд факторов, и налоги лишь один из них. Если рассматривать опыт других стран, то далеко не везде инновационная экономика быстро развивается там, где эти налоги минимальные. Например, в Ирландии налоги далеко не нулевые, а самую большую долю во внутреннем валовом продукте составляет инновационная продукция, в частности, доля IT.
Не всегда на должном уровне реализуется законодательная защита компаний в нашей стране. И часто, как только у инновационных компаний появляется возможность, они вынуждены становиться нерезидентами и переходить в другие страны, где юридическая защищенность их осуществляется на более высоком уровне, в частности, в плане защиты интеллектуальной собственности, возможностей капитализации, лучше развит фондовый рынок и т.д. Еще одна наша проблема связана с маркетингом. У нас не хватает хороших специалистов, которые могли бы, с одной стороны, продавать достижения наших ученых за рубеж, а с другой - внедрять их в отечественное производство. Получается, что инженерно-технический и научный потенциал, еще реально существующий в стране и довольно сильный, не находит в таких условиях эффективной реализации своих творческих ресурсов. Вообще же, многие из указанных проблем на самом деле являются производными от одного – постсоветского менталитета, неспособного к восприятию новых экономических отношений. Преодоление его видится одной из главных задач, стоящих на пути инновационного развития.
К слову замечу, что результаты научной деятельности должны оставаться в собственности государства, но передаваться разработчику для всех видов их использования.
Если же говорить о положительных сторонах, то у нас хорошие кадры, отличная образовательная и научно-техническая базы. Задача – как можно скорее научиться их эффективно использовать.