http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=c8fcb619-f95e-4893-a70f-dd4bef91db61&print=1
© 2024 Российская академия наук

Как это будет выглядеть?

24.03.2009

Источник: Взгляд



Программа по развитию технопарков, одобренная около четырех лет назад, должна завершиться в 2010 году

К этому моменту девять высокотехнологичных площадок в десяти регионах должны успешно функционировать, принося прибыль. Однако к настоящему времени фактически ни один из технопарков, несмотря на многомиллиардные инвестиции, не введен в эксплуатацию, а большинство и вовсе находятся на начальной стадии строительства. В этом году глава Минкомсвязи Игорь Щеголев пообещал выделить на развитие технопарков еще 3 млрд рублей. О том, как обстоят дела с реализацией госпрограммы, будет ли она выполнена в срок, а также о перспективах развития инновационной отрасли в кризис BFM.ru рассказала президент Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ) Ольга Ускова.

— Откуда взялась идея создания технопарков в России? Когда все это началось?

— Идея возникла примерно в 1999 – 2000 годах. Технологическое направление в Российской академии наук курировал тогда вице-президент Владимир Фортов. Мы пошли к нему и предложили план развития отечественных технопарков, взяв за основу «индийскую модель». Опираясь на опыт Индии, мы предложили Фортову на базе прежних наукоградов начать развивать производство инновационных промышленных и информационных технологий. При том, что в отличии от Индии, нам никаких лесов вырубать для строительства не надо, впрочем, как и что-то создавать с нуля, поскольку РАН является одним из крупнейших собственников имущества, построенного еще в советские времена и предназначенного для ведения научно-производственной деятельности. Это земли, технические и жилые здания, коммуникации, иногда даже аэропорты и полигоны. Таким образом получалось, что самая дорогая часть проекта уже есть.

Фортову идея понравилась, и он дал добро на ее реализацию. Одновременно эта идея заинтересовала Леонида Реймана, который в то время только что возглавил министерство информационных технологий и связи РФ (сейчас Министерство связи и массовых коммуникаций, — BFM.ru). Он обсудил вопрос с президентом, съездил в несколько российских наукоградов — Черноголовку, Дубну — и составил общероссийскую программу развития российских технопарков. В конечном итоге она и была одобрена Путины в Новосибирске в 2005 году.

— Пока история красивая получается. На каком этапе начались проблемы?

— На этапе, когда настала пора предоставлять для работы технопаркам земли и помещения. Вот тут-то начались проблемы. Как известно, земля у нас дорогая и местным властям совсем не понравилась идея передачи живых денег под строительство инновационной экономики. Ведь землю же можно продать под строительство коттеджного поселка или завода по производству водки и сразу получить несколько миллионов долларов. Фактически на передний план выходили сиюминутные экономические интересы. Вопрос передачи земли застопорился. Под различными предлогами, в основном это был вопрос юридического определения статуса и собственника земельного участка, региональные и муниципальные власти не давали своего разрешения на передачу земель в собственность технопарков. Тяжелее всего в этом отношении ситуация обстояла в Московской области, где земля, как известно, самая дорогая. Например, в Черноголовке до сих пор из-за этого идут споры между администрацией Московской области, Российской Академией наук и Министерством по связи и массовым коммуникациям РФ.

Все это привело к тому, что ни один из подмосковных технопарков фактически не запустился. Лишь в небольшом числе удаленных регионов удалось справиться с этой проблемой, например, в Новосибирске и Нижнем Новгороде, где уже практически началось строительство.

— Сколько примерно стоит строительство одного технопарка?

— Единой сметы строительства технопарка нет и быть не может, поскольку каждый проект индивидуален. На уровень цены создания технопарка влияет его месторасположение, объем, направление деятельности, наличие или отсутствие уже готовых элементов инфраструктуры. Опять таки, согласно программе, которую мы еще в 2000 году отправили в РАН, ничего строить не нужно. Большая часть элементов инфраструктуры технопарков уже построена в рамках бывших советских наукоградов. Их нужно только немного подремонтировать и перепланировать, подвести более современные коммуникации связи — и все. Идея «построить в чистом поле» является абсолютно неэффективной и коррупционной. Она, как правило, пробивается нашим строительным лобби в надежде поживиться за счет большого бюджета. Именно поэтому при оценке проектов по созданию технопарков сегодня называются какие-то безумные суммы, которые вообще непонятно на чем основываются.

— Программа по созданию технопарков рассчитана до 2010 года, при этом с 2008 идет этап развития инфраструктуры. А к концу программы технопарки должны выйти на окупаемость. Произойдет ли это?

— Если бы события развивались в соответствии с утвержденной программой, то на нынешнем этапе технопарки были бы близки к получению прибыли. Но уже сейчас можно сказать, что программа развития технопарков полностью провалена — она вышла за все временные рамки. А без этого просто смешно говорить о каком-то там построении инновационной экономики. Ведь нельзя же создать автомобильную отрасль без строительства заводов по производству автомобилей. Без заводов можно проектировать в чертежах прекрасные модели автомобилей, разрабатывать блестящие технические решения в области автомеханики, а вот обеспечить их массовый выпуск ну никак нельзя.

— Если говорить о мировом опыте, то в какие сроки окупается технопарк?

— Средняя окупаемость технопарка — три года после начала работы. Конечно, при условии, когда налажена система сбыта высокотехнологической продукции. У нас и здесь существуют большие проблемы. Практически отсутствует законодательство, регулирующее экспорт технологий. Отсутствует практика рекламы и маркетинга российских инновационных компаний за рубежом.

— А есть ли успешные примеры иннвационных проектов, реализованных с участием госсредств?

— Есть. Например, в Москве, где было создано 11 инкубаторов, которые сейчас успешно работают. Для резидентов этих инкубаторов обеспечены все условия для ведения научно-производственной деятельности, действует льготная система налогообложения, применяются пониженные арендные ставки, оказывается финансовая и инвестиционная поддержка. И как результат, много успешных инновационных проектов. Многие коллективы, получив поддержку на начальном этапе становления, развиваются затем в сильные высокотехнологические компании, которые привлекаются для выполнения заказов столичного правительства, на разработку высокотехнологических решений. Это оказывается дешевле и эффективней приобретения систем западных компаний-разработчиков.

К сожалению, подобных опытов в России не так много. В большей части регионов, где именно называть не буду, подобные бизнес-инкубаторы стоят абсолютно пустые.

Для построения в стране инновационной экономики не нужно никаких дополнительных инициатив. Все что нужно было принять — уже принято. Необходима просто политическая воля, чтобы поднять все эти ранее принятые решения и довести их до конца.

— Как сказался кризис на инновационных отраслях, на секторе R&D?

— В краткосрочной перспективе из-за финансового кризиса нас, несомненно, ожидает спад, и необходимо быть к этому готовым. По нашим расчетам уровень финансовых потерь составит до 60%. Бюджетный заказ уже по этому году сократился на 60%, соответственно на эту же цифру сократится и весь сектор.

А вот в долгосрочной перспективе у нас есть все шансы для экономического роста, причем не только на внутреннем рынке, но и на внешнем. Здесь у России появляется конкурентное преимущество, поскольку, как ни пафосно это звучит, уровень научных разработок российских ученых не имеет равных в мире. Но опять таки, это станет возможно, если мы выстроим маркетинговые каналы продвижения на внешние рынки, иначе мы просто не сможем донести свои идеи до потенциальных заказчиков.

Эта проблема была бы решена путем активного участия государства. Ведь делается же подобное для ряда отраслей, преимущественно сырьевых, и это, как мы видим, приносит экономический результат. Поэтому стоит включить в эту программу поддержки и инновационный сектор, как направление, на которое возлагаются основные антикризисные надежды. Например, правительство Китая и Индии не стесняется рекламировать возможности своих высокотехнологических компаний на западных рынках.

— Получается, сейчас инвестиции в развитие технопарков сокращают, особенно в тех регионах, бюджеты которых секвестируются. Могут ли зарубежные компании оказать поддержку отечественным технопаркам?

— Вероятность сокращения инвестиций в технопарки очень большая. Перед регионами сейчас стоят более важные проблемы — ветхое жилье, безопасность, дорожные работы, что само по себе требует значительных финансовых средств.

Частные же западные корпорации вряд ли сильно помогут с развитием технопарков. У них совершенно другие цели, отличные от социальной поддержки экономики других государств. Тот же Microsoft или IBM всегда строил отношения с Россией с позиции чистого «сейла». Все их так называемые программы бизнес-партнерства основаны ровно на этом. Схема была такая: мы финансируем ваш проект, но работаете вы на нашей продукции в течение определенного срока. Сейчас иностранные корпорации сокращают офисы, что будет способствовать оздоровлению экономики.

В принципе, западные компании готовы инвестировать в технопарки, но только если это будет оффшорная модель. Если технопарк будет работать на эту IT-корпорацию, причем не как компания, а как коллектив научных сотрудников. То есть корпорация просто будет платить им зарплату сотрудников, забирая себе созданные технологии и самостоятельно реализуя их на рынке, не делясь добавленной стоимостью. Это — всегда пожалуйста, такие модели в формате научных центров западных корпораций в нашей стране уже действуют. Только для нашей страны подобная схема сотрудничества является не слишком выгодной.

— В итоге, сколько из девяти технопарков, включенных в госпрограмму, работает сегодня?

— Один-полтора, и то с оговорками. В Новосибирске — но они там своими силами развиваются, и в Нижнем Новгороде. Возможно, еще в Тюмени, но там помогли нефтяники — они ребята крепкие.

— Что на ваш взгляд нужно сделать, чтобы инновационная политика стала приносить результаты?

— Ни одна экономическая программа нормально не заработает, если выполнить ее лишь частично. У нас же ни один проект в сфере инновационного развития не был доведен до конца. Это касается буквально всего — законодательного регулирования, разработки механизма налогообложения, формирования производственной инфраструктуры, привлечения инвестиций, подготовки кадров. Все инициативы, едва начавшись, гасли в бюрократической возне.

Программа по созданию технопарков была одобрена в 2005 году. Она предполагала в период с 2006 по 2007 год создание органов управления технопарками, выполнение проектных работ для начала строительства, подготовку базовой инфраструктуры, строительство объектов, разработку программы, направленной на продвижение российских высокотехнологичных предприятий на мировой рынок. На втором этапе программы (2008 – 2010 годы) планировалось осуществить развитие инфраструктуры технопарков, привлечь ведущие мировые компании для размещения своих производств на площадках, продвижение продукции российских высокотехнологичных предприятий на мировой рынок.

Программа включает строительство десяти технопарков на территории девяти регионов страны (Калужской, Кемеровской, Московской, Нижегородской, Новосибирской, Тюменской областях, в Санкт-Петербурге, республике Мордовия и Татарстане). В октябре 2006 года возглавлявший тогда Мининформсвязи Леонид Рейман заявлял, что на создание и развитие в России технопарков будет выделено из бюджета 26,3 млрд рублей. В 2009 году глава профильного министерства — Минкомсвязи — Игорь Щеголев заявил, что на реализацию программы технопарков будет выделено 3 млрд рублей.