ОБРАЗОВАНИЯ МНОГО НЕ БЫВАЕТ
17.09.2014
Источник: Независимая газета,
Наталья Савицкая
Почему у нас предпочитают частную медицину, но государственные университеты
О
том, какая структурная перестройка ждет высшее образование и почему от
вузовской науки нельзя ждать успехов сразу, обозревателю «НГ» Наталье САВИЦКОЙ
рассказал ректор Российской академии народного хозяйства и госуправления при
президенте РФ Владимир МАУ.
– Владимир Александрович, сегодня в
высшем образовании проходит структурная перестройка. Эти процессы иногда
вызывают неприятие, а то и сопротивление академического сообщества. Например,
тема закрытия филиалов или даже вузов. Каково ваше отношение к сокращению количества
институтов и университетов?
–
Этот вопрос прежде всего связан с качеством образования. И здесь вопрос к
государству – что оно готово считать высшим учебным заведением? Если бы в
России была преимущественно частная система вузов, то проблема приемлемого
стандарта находилась бы в компетенции собственника университета, ведь от
качества образования зависела бы репутация вуза. В нашей стране обеспечение
стандартов качества лежит на государстве, и оно верно считает, что не должно
допустить профанации высшего образования, поскольку выдаваемый диплом
ассоциируется с государством.
Естественно,
что государство хочет отмежеваться от псевдообразования – поэтому и устраняет
слабые вузы. Если же говорить об общем тренде, мое личное мнение состоит в том,
что плохое образование лучше, чем его отсутствие.
Есть
две большие иллюзии, связанные с этой темой: первая – что в вуз желает идти
слишком большое количество людей. Не бывает «слишком много». Вернее, это хорошо
для государства, что так много людей хотят идти получать высшее образование и
что в обществе образование имеет высокую ценность. Вторая иллюзия: если у нас
будет меньше студентов, то автоматически увеличится количество людей на рабочих
специальностях.
Это
утопия. Это напоминает мне нашу дискуссию в начале глобального кризиса, когда
начитавшиеся учебников по истории ВКП(б) 30-х годов грезили, что мы ответим на
безработицу общественными работами – строительством дорог и небоскребов. Но
офисные работники достаточно спокойно пересидели кризис дома, за компьютером.
Это же понятно, что они никогда не займут рабочие места. И для нас будет даже
лучше, если они туда не пойдут, а то риски построенных ими зданий были бы очень
высоки.
Иными
словами, нам нужна более гибкая система образования. Общество должно
удовлетворить свой спрос на высшее образование, а не ограничивать его. И вместе
с тем оно вправе знать: какие вузы хорошие, а какие – нет.
– Почему в России никак не может
прижиться система частного высшего образования, хотя хорошие частные вузы у нас
есть?
–
Здесь есть элемент традиции. Или даже национального консенсуса. В России
традиционно предпочитают частного врача, но государственные университеты. Мы
готовы даже государственному врачу платить, но при этом у нас никогда не
возникает желания заплатить профессору (если только он не репетитор). Есть такое
стойкое убеждение, что частный вуз – это для тех, кто не попал в государственное
учреждение.
– Справедливо ли, что, однажды сдав ЕГЭ
на полбалла выше, чем остальные, ты учишься все годы бесплатно, пусть и не лучше
твоих менее удачливых сверстников?
–
Абсолютно справедливых систем нет. Возьмем ЕГЭ. Скажу сразу: я как ректор его
всячески поддерживаю. Он снимает с вузов вопросы, связанные с коррупцией. И я
категорический противник дополнительных экзаменов – в этом случае есть риск
переноса коррупции в вузовские стены. Однако ЕГЭ действительно создает
проблему, о которой вы сейчас сказали. Если можно было бы найти систему, при
которой можно привязать успехи студента к плате за обучение, я только за. Но не
думаю, что существует достаточно прозрачный механизм периодического передела
бюджетных мест, который избегал бы коррупционных рисков.
И
не только коррупционные риски здесь возникают. Скажем, у нас есть совместная
программа с Физтехом, выпускники которого получают два диплома. Сразу скажу:
учиться там очень трудно. Бакалаврскую программу оплачивает Газпромбанк
(поскольку по закону нельзя получить два высших образования бесплатно) при
условии, что студенты не получают оценку ниже четверки. Сдаешь на три –
начинаешь платить сам или уходишь со второй программы и учишься как все – по
одной. И, внедряя эту систему стимулов, мы столкнулись с «коррупцией наоборот».
Преподаватели перестали ставить студентам тройки: «Хорошие ребята, жалко их!»
– Присоединение слабого вуза к сильному
дает результаты?
–
Это очень сложный вызов для сильного вуза, для его управленческой команды. Но
где-то это объединение дает хорошие результаты.
– Где?
–
Там, где есть сильная управленческая команда.
– Эффективно ли разделение в руководстве
вуза менеджерских функций и управления научной деятельностью?
–
Здесь все зависит от традиций. Вот в США – такая система управления, у нас
другая. И то, что работает где-то, у нас часто не работает. И наоборот.
Правильна та система, которая работает в конкретных обстоятельствах места и
времени.
– Возможно и разумно ли перенесение
науки в вузы?
–
В долгосрочном плане это правильно. В краткосрочном – очень трудно, ведь много
десятилетий наука была в НИИ, а образование – в университетах. Разумней было бы
не только переносить науку в вузы, но и объединять вузы и НИИ – например, для
решения задачи вхождения в мировые рейтинги. А ожидать, что преподаватели вдруг
сразу станут учеными, – по меньшей мере странно. Ясно же, что хотя бы одно
поколение преподавателей должно смениться. На протяжении многих лет мы
затачивали преподавателей под другой функционал. Но сам посыл понятен и полезен
– наука должна делаться там, где есть подпитка, есть студенчество.
– Есть такая еще тема, как госзаказ.
Тема нужная?
–
Конечно. Но я не хотел бы, чтобы искусственным, нерыночным образом решался
вопрос, сколько нам нужно инженеров или врачей. Если в условиях всеобщей тяги к
высшему образованию искусственно наращивать бюджетные места в медицинских и технических
вузах, то мы столкнемся с ситуацией, что в них идут совершенно не склонные к этим
занятиям люди. А они пойдут – ведь есть спрос на всеобщее высшее образование.
Мне, например, кажется безопасней, если будет перепроизводство псевдоюристов, а
не псевдоврачей. Система должна регулироваться естественным путем. Тогда будет
меньше рисков.