http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=cb673adf-02aa-441a-8e78-823bceb784c9&print=1
© 2024 Российская академия наук

Вузовский бизнес-инкубатор

07.12.2009

Источник: ПолитЭкономика, Домнышева Елизавета



Закон этот ждали давно. Все последние годы высшая школа, академическая наука, наукоемкий бизнес всеми силами пытались сделать так, чтобы у государственных вузов и исследовательских институтов появилась возможность стать учредителями малых инновационных предприятий

 

Но против этой идеи стеной стояло Министерство финансов, опасаясь, что это ослабит контроль государства над бюджетными средствами, на которые существуют вузы, и даст лазейку для хищений.

«Дожатый» закон

Тем не менее, депутаты Госдумы закон разработали и утвердили его в самом конце весенней сессии. Но когда он попал в Совет Федерации, сенаторы увидели в нем противоречия Гражданскому и Бюджетному кодексу. Сенатор Николай Рыжков вообще сравнил эту разработку с инициативами 20-летней давности, когда в СССР впервые разрешили создавать коммерческие организации при вузах. Бывший председатель правительства СССР так и сказал, что «50% олигархов, фамилии которых ныне на слуху, вышли из того закона, это тоже самый настоящий коррупционный закон, который позволит выкачать все, что мы создаем, за государственные деньги".

По словам спикера СФ Сергея Миронова документ поступил из Госдумы в таком виде, что одобрить его сенаторы просто не имели права. По его словам, - «Он фактически позволял отчуждать имущество в пользу новых предприятий без согласия собственников этого имущества и открывал простор для коррупции. В этой редакции был бы вал конфликтов, а мы поддерживаем высокие стандарты качества законодательных актов», - отметил спикер. Совет Федерации потребовал создать согласительную комиссию, и после того, как несоответствия были устранены, его быстро приняли. А Президент Дмитрий Медведев подписал без проволочек ФЗ - 217 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности».

Почему президент Медведев применил власть, чтобы «дожать принятие закона» еще летом, понятно. Для него было важно сдвинуть дело с мертвой точки еще в июле, чтобы в сентябре в малых предприятиях при вузах смогли остаться работать талантливые выпускники. Это решило бы проблему с их трудоустройством. Ведь уровень безработицы среди молодого поколения в период кризиса может стать угрожающим. Тем более, еще летом, более двухсот вузов и НИИ заявили, что смогут без проблем сразу создать малые предприятии. По предварительным подсчетам, в них будет создано порядка 100 тысяч новых рабочих мест.

Теперь с учетом принятых поправок, становясь учредителями хозяйственных обществ, научные учреждения и вузы обязаны «уведомлять федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научно-технической деятельности». Такое оповещение должно быть отправлено в течение семи дней с момента занесения в Единый государственный реестр записи о регистрации хозяйствующего субъекта. При этом денежные средства, оборудование и иное имущество, которое находится в оперативном управлении бюджетного научного учреждения или вуза, можно-таки внести в качестве вклада в уставные капиталы создаваемых хозяйственных обществ в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ.

Надо полагать в связи с этим Совет Федерации дал Комитету по образованию и науке протокольное поручение в течение полугода осуществлять мониторинг правоприменительной практики этого закона «с целью исключить возможности злоупотреблений и коррупциогенных процессов в ходе реализации норм закона». В общем, сенаторы пообещали глаз не сводить с процесса рождения, становления и роста малых инновационных предприятий.

Взгляд экспертов

Пока же эксперты оценивают отношения российской науки и производства не лучшим образом. Недавно, выступая на международном молодежном форуме «Интерра», заместитель директора Института экономики СО РАН Виктор Суслов сказал, что даже если будут созданы малые предприятия при вузах и НИИ не факт, что это заинтересует бизнес и производство. По его словам «сложилась революционная ситуация: верхи не могут, а низы не хотят... То есть наука сегодня не может ничего путного предложить производству, а у производства нет интереса к инновациям ученых, особенно российских.

Генеральный директор ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» Михаил Погосян, подтвердил, что согласен с тезисами о «20-летнем отставании в технологиях» и «большом разрыве между научными исследованиями и реальностью».

Член-корреспондент РАН Руслан Гринберг признал, что «ситуация с освоениями инноваций в России сейчас еще хуже, чем 20 лет назад». И задал риторический вопрос: – «Способна ли сегодня Россия создавать такие бренды, как, например, Nokia, которая породила некогда захолустная Финляндия?» Нефти и газа у страны Суоми нет, а это, как доказывает мировая практика первый стимул для усиленной работы мозга.

На этом же форуме, экономист академик Абел Аганбегян посоветовал российскому правительству побыстрее вложить деньги из золотовалютных резервов именно в инновации, так как это последний способ модернизировать российскую экономику.

Но все же, несмотря, на скептическое отношение к сегодняшнему положению дел в науке и производстве, эксперты считают, что организация малых инновационных предприятий при вузах и научных учреждениях крайне важна. И очень надеются, что нынешним молодым ученым и студентам повезет, и они смогут поставить российскую науку и производство на ноги.

Право то у него есть, но…

И хотя большинство ученых этому закону рады, но уже сегодня все осознают, что теперь его придется основательно дорабатывать. В первой декаде сентября в вузах и НИИ начались активные дебаты по поводу того, как теперь создавать эти малые предприятия. Прежде всего – как применить закон на практике, чтобы не войти в конфликт с финансовыми и налоговыми органами. Федеральный закон дает закрытый перечень РИД, для реализации которых и могут создаваться эти хозяйственные общества. К таким РИД отнесены программы для электронных вычислительных машин, базы данных, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау).

Доходы от распоряжения долями (акциями) в уставных капиталах хозяйственных обществ, учредителями которых являются вузы, а также часть прибыли хозяйственных обществ будут поступать в самостоятельное распоряжение вузов и учитываться на отдельном балансе. При этом вуз имеет строгие ограничения по их расходованию. Вуз или НИИ имеют право направить заработанные деньги только на правовую охрану результатов интеллектуальной деятельности, выплату вознаграждения их авторам, а также на осуществление уставной деятельности.

Если вузы и научные учреждения создают акционерное общество (АО), то они должны внести в уставный капитал не менее 25% результатов интеллектуальной собственности. Если же создается общество с ограниченной ответственностью (ООО), то вклад вуза должен составить не менее 30%. Все остальные средства должны вложить инвесторы, которых вузы могут непосредственно привлечь к включению в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности.

Ученые считают, что если государство хочет, чтобы закон заработал в полную силу, то следует четко прописать возможность для сотрудника пойти работать в малое предприятие, и когда захочет без проблем вернуться назад в вуз или НИИ.

Производственные площади, в которых так нуждаются малые предприятия, должны ему предоставляться на льготных условиях, а не как постороннему лицу. А это как раз запрещается… И вообще не совсем ясно, кто будет работать на новых предприятиях? Только ли сотрудники создавшего их учреждения, или еще и другие специалисты?

Да и с Гражданским кодексом РФ возникнут коллизии.

Патентное право в России работает слабо. В результате серьезные разработки вообще никто не патентует. Все боятся, что украдут! Изобретатели со стажем, намучившиеся с патентами, смотрят на все пессимистично. Вместо Патентного закона в России существует раздел Гражданского кодекса. Но и его никто не выполняет. Государство, если возникает конфликт, кивает на суд. А это очень дорого и долго. Больше проиграешь. Да и специалистов по патентному делу в России мало.

Ученые считают, что если бы государство создало льготы по налогам для фирм и предприятий, которые используют патенты, то это помогло бы снять многие вопросы по охране патентов. Кроме всего прочего, это позволит быстрее вводить в хозяйственный оборот объекты интеллектуальной собственности, создавать условия для свободной купли-продажи патентов, лицензий. Пока этот рынок в России явно недостаточен.

И все же теперь у разработчиков появилась надежда, что новый закон облегчит решение этой проблемы. Если в учредителях наукоемкой компании будет университет или академический институт с инновационной инфраструктурой, с патентным отделом, службой по защите интеллектуальной собственности, то что-либо украсть недобросовестным конкурентам будет значительно сложнее.