Не просто комиссия, а структура
10.02.2010
Источник: Независимая газета,
Федор Богомолов, Юрий Магаршак
Инновационным развитием России должна заниматься администрация президента
Президент РФ и премьер-министр поставили стратегическую задачу: сделать Россию передовой научно-технологической державой. Плохо только, что слова руководителей государства остаются словами. Создается переходящее в уверенность впечатление, что те, кому по должности следует действовать, не воспринимают эти призывы стопроцентно всерьез. Однако для такой позиции бюрократии есть и объективная причина.
Ни для кого из руководителей, равно как для возглавляемых ими министерств и ведомств, инновационное развитие нации не является главной служебной обязанностью. В стране нет органа, который должен был бы заниматься этим и притом обладал бы достаточными полномочиями и ресурсами, чтобы координировать происходящее и претворять решения в явь. Очевидно, такой орган должен быть создан. Не просто в виде комиссии, а в виде структуры, которая соответствует масштабу задач.
Наиболее естественно, чтобы таким координирующим и контролирующим центром была администрация президента. Значительная часть ее – может быть, половина и более – должна заниматься этой глобальной проблемой (а вовсе не несколько человек или заурядный отдел). И возглавлять это решающее не только для процветания страны, но и для самого ее существования направление деятельности должен не человек из номенклатуры, а профессионал, зарекомендовавший себя в научно-инновационной деятельности как уважаемый в России и мире специалист. Такая реструктуризация – всего лишь реструктуризация – подчиняющегося непосредственно президенту аппарата естественна и наиболее эффективна для выполнения задач, поставленных им.
Министерство образования и науки РФ технологиями не занимается: такая сфера активности отсутствует даже в названии этого министерства. Госкорпорации «Роснано» и «Ростехнологии» не издают законы, не могут бороться с откатами и не занимаются подготовкой кадров. Академия наук по самому своему названию и функции, которую она выполняет десятилетия в том виде, в каком она существует сегодня, ответственной за преобразование экономики в инновационную быть не может. Даже если бы РАН сплошь состояла из Эйнштейнов и Колмогоровых, она бы никогда не создала Microsoft по самой элементарной причине: для этого помимо ученых нужны другие люди, с другими талантами и другими приоритетами.
В этих условиях Медведев поступает абсолютно логично, создав Комиссию по модернизации именно при президенте, то есть себе самом. Однако масштаб комиссии в ее нынешнем виде и тот факт, что она одна, неадекватны грандиозности масштаба задач. Координировать инновационное развитие страны правильнее всего аппарату администрации президента.
В XXI веке в технологиях нет ни районных, ни национальных, ни даже континентальных соревнований, а лишь мировые. Чтобы занять высокотехнологичную нишу в чем-либо за пределами своей страны, необходимо быть лучшим повсюду хоть в чем-то. Условия для ведения бизнеса, которые созданы в той или иной стране, при этом являются определяющими. Климат для инноваций в России сегодня настолько чудовищен, что нормализовать его сразу во всех часовых поясах нереально.
А вот сделать это в небольших зонах, например на территории ведущих университетов и институтов, под личным контролем президента, реально вполне. Опыт калифорнийской Силиконовой долины показывает, что локальных очагов созидания вполне достаточно, чтобы приносить доход, соизмеримый с бюджетом страны.
Поскольку Медведев воспринимает перевод Российской Федерации на инновационный путь как дело своей жизни и своего президентства, представляется абсолютно естественным в рамках президентской администрации создать не одну комиссию, а систему динамичных структур из высокопрофессиональных энтузиастов, имеющих опыт такой работы в России и за ее рубежами. При президенте Соединенных Штатов, к примеру, число подобных структур не две и не пять – их много. И постоянных, и временных. При этом и состав, и решаемые задачи могут меняться в реальном времени: гибко, оперативно и эффективно.
Сегодня Российская Федерация, как витязь на распутье, стоит перед развилкой (говоря по-научному, бифуркацией): либо энергетический придаток цивилизации и деградация, либо инновационное развитие и расцвет. Ввиду исключительной важности того, что предпринимает Медведев для будущего России и мира, представляется необходимым и своевременным создать движение «Российское обновление», лидером которого является глава государства. Не вызывает сомнения, что это движение стремительно станет массовым.
У России, страны великой науки, великой музыки, великой литературы, первой запустившей в космос сначала спутник, а затем человека, не только великое прошлое, но и великое будущее. Мы в это безоговорочно верим.