ПАРАДИГМА ПОЛЕТА

14.10.2005

Источник: Воздушный транспорт, Сергей СОСЕДОВ

Московский авиационный институт отметил свое 75-летие

Гордость и кузница кадров отечественной авиа- и ракетно-космической отрасли МОСКОВСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ИНСТИТУТ (МАИ) отметил на днях свое 75-летие. Вряд ли кто будет спорить, что это один из элитных вузов не только России, но и мира, так как его выпускники разбросаны по всему свету. За три четверти века из стен МАИ вышло 136 тысяч специалистов. Среди них около 100 генеральных и главных конструкторов, директоров крупных научно-исследовательских и научно-производственных организаций, 50 академиков и член-корреспондентов Академии наук СССР и Российской академии наук, более 250 лауреатов Государственных премий и премий правительства, 18 космонавтов, а также известные политики, дипломаты, деятели культуры, выдающиеся спортсмены.

Рождение МАИ связано с именем профессора Н. Е. Жуковского (1847 - 1921) - великого русского ученого, основоположника российской авиационной науки и техники. В 1910 году по его инициативе в Императорском техническом училище (ныне МГТУ им. Баумана) было организовано чтение курса теоретических основ воздухоплавания. А в начале 20-х гг. здесь была развернута углубленная подготовка инженеров по аэродинамике. После смерти Жуковского продолжателем начатого дела стал его ученик, ученый и педагог Б. Н. Юрьев. В 1925 году по его инициативе на механическом факультете МВТУ было создано аэромеханическое отделение, преобразованное в 1929-м в аэромеханический факультет. В марте 1930-го на его основе было открыто высшее аэромеханическое училище (БАМУ). А 20 августа того же года ВАМУ было переименовано в МАИ.

Накануне юбилея мы встретились с ректором института, профессором, доктором технических наук, академиком Российской академии наук Александром МАТВЕЕНКО.

Простая арифметика

- Александр Макарович, с чем же МАИ пришел к знаменательной дате?

- Могу похвастаться: несмотря на то, что денег нам давали только на зарплаты и стипендии, мы не закрыли ни одного филиала! Это Байконур, которому исполнилось 40 лет, это Ахтубинск

(45 лет), Жуковский (более 30 лет), Люберцы, два филиала в Химках... Недавно открыли филиалы в Серпухове и даже Таганроге. В деревне Суворове под Москвой сохранен аэродром в 220 га, где ежегодно проводится летная практика. Так что мы ничего не упустили и не потеряли, а только приобретали. Более того, провели проект, по которому, уступив федеральную землю, получили в свое пользование бесплатно 56 квартир стоимостью 2 200 дол. за квадратный метр. Сейчас строим новый корпус для радиофакультета, потому что старый находится в аварийном состоянии. Приобрели в собственность свою авиабазу (на 250 человек) в Алуште - она существует уже 40 лет. Мы собрали 600 тысяч дол., из которых половину дал институт, половину - сотрудники и бывшие выпускники. Корпуса уже выкупили, сейчас выкупаем землю. И, наконец, наша главная гордость - самолет "Китенок" МАИ-223 (показывает календарик с изображением небольшого самолета). Сами спроектировали, долго лелеяли, построили и сейчас хотим отправить в полет. То есть выпустить целую серию - 10 аппаратов.

- Значит, теперь вы богатые?

- Хотелось бы быть такими! По моим подсчетам, МАИ нужно 1, 5 миллиарда рублей в год, а государство дает нам только 480 миллионов. Зарплата у наших профессоров нищенская - 6, 5 тысяч в месяц, а должна бы быть минимум 15 тысяч. Потому что коэффициент роста нынешних зарплат по сравнению с советским временем равен 30 - 50. То есть если тогда профессор получал 500 рублей, то умножьте эту сумму на коэффициент и получите нижний предел стоимости его труда.

- Но ведь МАИ и сам умеет зарабатывать!

- Скажу больше, лет десять назад у нас даже кафедры чуть было не становились малыми предприятиями. Но из этого, к счастью, ничего не получилось. Я встал стеной. Ну как можно позволить одному какому-то факультету сдавать новый корпус в аренду, а деньги класть в свой карман? А другой факультет располагается в старом корпусе, который никто не арендует, так ему что, лапу сосать? Ведь все институтские здания строились на общие деньги. Поэтому я - за жесткую централизацию. Да, сегодня мы зарабатываем более 500 млн. рублей в год.

- Каким же образом?

- Мы перешли на выпуск серийной продукции. Изготовляем в год тысячу комплектов зубоврачебного оборудования, посуду для стерилизации медицинских инструментов, уникальные противопожарные системы - и ранцевые, и на автомобилях... Важным пунктом в графе доходов идет платное обучение. В этом году приняли 2 500 человек бесплатно и 1000 - на коммерческой основе. Берем недорого: на инженерные факультеты - 1000 дол. с человека в год, на экономические и гуманитарные - 1500. Я вообще считаю, что образование должно быть частично платным.

Кто он, студиозус

- Вы помните многие поколения выпускников. А каков сегодня образовательный, общекультурный уровень студента МАИ?

- Совсем недавно было плохо. И конкурс у нас упал. Это когда все ринулись в киоски, палатки и решили, что можно прожить в одиночку. Сегодня конкурс в МАИ вновь небывалый: минувшим летом на 2 500 бюджетных мест претендовало 5 800 человек. Даже на "самолеты" и "ракеты" было больше двух человек на место. А на экономический, гуманитарный факультеты, прикладной математики, иняза и того больше - по 4 - 5 человек. И абитуриенты стали посильнее, хотя в целом средняя школа сегодня работает хуже. Что удивительно: число отличников и тогда, и сейчас остается неизменным - 8 - 12 %. То есть элита существует стабильно во все времена.

- Ну а что же посредственные студенты, коих большинство? Не дорого ли обойдутся нам их "троечные" знания в будущем?

- Понимаю, что вы имеете в виду (вздыхает). И все же... работа покажет. Мы и так уже максимально ужесточили требования: выгоняем почти половину от числа поступивших. Учиться в МАИ довольно трудно.

- Куда же идут работать ваши выпускники?

- Пять лет назад из МАИ в авиацию и ракеты шло лишь 20% выпускников, а сегодня - уже 70%. Не забывайте, людей у нас забирает армия, ведь мы готовим офицеров. В год набираем 850 человек (выпускаем приблизительно 750 - остальные отсеиваются), которые пишут заявление о том, что они после института добровольно пойдут служить в армию. Так вот из них де-факто идут служить порядка 250 офицеров. Разве это не работа по специальности?

- Вы помогаете им в трудоустройстве?

- Систему обязательного трудораспределения у нас, к сожалению, ликвидировали, хотя я бы лично ввел ее вновь - для тех, кто учится на бюджетные деньги. Но талантливых выпускников мы, конечно, можем рекомендовать и в РКК "Энергия", и в холдинг Сухого, и куда хотите - даже в космонавты.

Бакалавр или магистр?

- Александр Макарович, одно время вы выступали против системы бакалавриата, а теперь, кажется, собираетесь внедрять ее в МАИ?

- Я и сейчас плохо отношусь к этой идее, но мы вынуждены это сделать, потому что вступили в Болонскую конвенцию. А в ней записано (цитирую по памяти): "Принимаем две схемы обучения: 3 года (бакалавр) + 2 года (магистр) + 3 года (доктор) или все то же самое, только в комбинации 4 + 1+3... Медицинские институты, институты искусств и некоторые другие вузы (в конкретных странах это вузы, обучающие по специальностям "ядерная физика", "химия" и т. п.) могут придерживаться своеобразных, в т. ч. моноуровневых, моделей с традиционно сложившимися сроками обучения". Я не знаю, зачем сюда присовокупили деятелей культуры, но в подготовке, допустим, инженеров и врачей действительно много сходных моментов. Например, они, помимо теоретического курса, должны постоянно получать лабораторную подготовку и практику. В МАИ в хорошие годы на первом курсе была практика рабочая, на втором - летно-эксплуатационная, на третьем - технологическая, на четвертом - конструкторская, на пятом - преддипломная. Плюс курсовые и прочие проекты. А у бакалавра, извините, ничего этого нет. Бакалавр за четыре года теоретически подготовлен блестяще, но он ничего не умеет. Это образование хуже нашего техникума.

- А магистр?

- А магистр по самолетостроению или, к примеру, летательным аппаратам будет очень узким специалистом. Это наш мини-кандидат. Он будет либо прочнистом, либо динамиком, либо эффективщиком, либо аэродинамиком, но он не будет проектантом. А проектант, особенно тот, который доводит некую идею до железа и эксплуатации, должен учесть кучу противоречивых требований: эксплуатация (взаимодействие человека с машиной), аэродинамика, динамика, прочность, технология, стоимость, эффективность и т. д. Магистр с этим не справится.

- Так что же делать?

- Мое убеждение: инженеров готовить ступенями нельзя. Это серьезная ошибка. Смотрите: бакалавр будет один - на ракеты, самолеты, двигатели и даже системы управления. А мы-то знаем, что у мотористов, к примеру, совершенно другие проблемы, ведь самые нагруженные части турбины - это ее лопатки. Там температура поднимается на градус за два года, и каждый градус сулит огромные выгоды по КПД, удельным расходам и т. д. Газовая динамика и аэродинамика - это абсолютно разные курсы. Если смешать их в один - потеряют как мотористы, так и самолетчики. Но я убежден: мы уговорим правительство и наше руководство сохранить для инженеров-разработчиков непрерывный 5, 5-летний курс обучения. Всех остальных - экономистов, прикладных математиков, эффективщиков, аэродинамиков, т. е. моноспециалистов, я согласен перевести на двухступенчатую систему подготовки.

- Как вы думаете, что в общих чертах характеризует советско-российскую высшую школу как таковую?

- Две вещи:

а) непрерывность обучения и б) практическая подготовка инженеров (и врачей), зиждущаяся на реальном проектировании, конструировании и науке. Вот почему этот самолетик (вновь показывает на фото "Китенка") мы будем строить серийно. И продавать.



Подразделы

Объявления

©РАН 2024