http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=cd4abd71-b082-4bf6-baaa-035a709136cd&print=1© 2024 Российская академия наук
На заседании Совета безопасности 22 декабря 2005 года Владимир Путин поставил перед Россией амбициозную, по его словам, задачу - стать лидером мировой энергетики. Выступление президента сразу же вызвало в СМИ острую дискуссию о том, насколько реален предложенный им проект "энергетической сверхдержавы".
Сверхусловия для сверхдержавы
ДМИТРИЙ ОРЛОВ генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций
"Энергетическая сверхдержава" - новая стратегия развития России, провозглашенная Владимиром Путиным в конце минувшего года. Значит ли это, что мы теперь играем только картами, которые у нас на руках? На мой взгляд, совсем нет. Более того, президент смешал затертые до дыр карты традиционных экономических гуру. И поставил ясную цель. Реальна ли она, сверхдержава? Да, безусловно - если удастся соблюсти сверхусловия.
Необходимо заранее определить ясные временные горизонты этой политики и этой модели. Как говаривал Иосиф Сталин, нэп - это, конечно, всерьез и надолго, но кто сказал, что он будет всегда? Если 50-е годы XXI века - рубеж исчерпания значительной части экспортируемых сегодня природных ресурсов России, то не позднее 2025 года на смену "энергетической сверхдержаве" должна прийти другая доктрина, а главное - другая структура национальной экономики. Время есть. Но "проесть" его нельзя: оно должно быть потрачено на непрерывное увеличение доли обрабатывающих отраслей в ВВП. Расширенную сырьевую модель должна заменить инновационная.
Между" энергетической сверхдержавой" и "самым крупным сырьевым придатком" крупнейших экономик мира на самом деле тонкая грань, тем более что доля российской экономики в мировом хозяйстве постоянно сокращается. Как не перейти ее? Только укрепляя и гарантируя суверенитет страны. Без полного суверенитета не бывает не только сверхдержав, но и держав вообще - бывают только страны третьего разряда, на территории которых правила игры определяют "большие" игроки и транснациональные корпорации.
Для России неприемлем никакой мировой экономический порядок, если она не в совете директоров. Это категорический императив, на укрепление которого должны работать и политические институты ("суверенная демократия"), и субъекты рынка, прежде всего крупнейшие корпорации ("русский чеболизм"), и, модернизируя слова Александра III, "главные союзники России" - силы быстрого развертывания и силы ядерного сдерживания. Это трудная работа, но без нее футуристические фантомы будущего России: Белковского (Нигерия) или Илларионова (Венесуэла) - могут оказаться более реальными, чем мы сегодня предполагаем.
Вся ориентированная на экспорт сырьевая инфраструктура должна находиться под жестким контролем государства. Но этого недостаточно. Необходимо создавать независимые от соседей маршруты транспортировки сырья (Североевропейский газопровод, Восточный нефтепровод, Балтийская трубопроводная система), уменьшать зависимость поставок от конкретных потребителей и сдерживать экспансию транснациональных корпораций в стратегически важных для России регионах (прежде всего на Каспии и в проливах Босфор и Дарданеллы). Установление контроля над инфраструктурными сетями соседей по СНГ тоже способствовало бы приближению к "энергетической сверхдержаве". Разговоры о "славянском братстве" и "исторической общности" надо решительно отбросить, давая льготы и преференции исключительно в обмен на серьезные активы - прежде всего газо- и нефтепроводы. Россия обладает уникальным статусом энергетического партнера Евросоюза, не входящего в ОПЕК. Балансируя в этом "нефтяном треугольнике" и постепенно наращивая мускулы, можно стать главным центром силы - во всяком случае, в сфере энергопотребления. То, что картель уже обратился к России с просьбой представлять его интересы в G8, дает надежду на подобное развитие событий.
И как только крупнейшие сырьевые концерны выработают единую стратегию продвижения на мировые рынки - энергетическая сверхдержава станет реальностью.
***
Проект сырьевой колонии
СТАНИСЛАВ БЕЛКОВСКИЙ директор Института национальной стратегии
Приступая к обсуждению проекта "энергетической империи" надо в первую очередь разобраться в терминологии
Империи в истории возникают и развиваются постольку, поскольку их ядро - империализующие нации - несет империализуемым народам стратегические блага и преимущества. Конечно, случаются и завоевательные войны, но еще никогда ни один народ не оставался в составе империи надолго, если элита этого народа не видела существенных выгод в имперском проекте как таковом. А выгоды эти могут быть самыми разными - от безопасности до качественно новых возможностей культурного развития.
Важнейшая функция империи - создавать образцы. Культурные, политические, военные, моральные. Как только империя перестает быть источником образцов для входящих в ее состав наций, скорый распад государства имперского типа становится неизбежным. Характерный пример - СССР 1980-х годов. Когда союзные республики поняли, что быть отдельными участниками глобальной американской империи лучше, чем цепляться за свою особенную "советскость" , империи, в которой мы родились, не стало.
Совершенно очевидно, что страна (пусть даже очень большая и немного сердитая), единственная функция которой - поставки в Западную Европу и США сырой нефти и природного газа, империей по определению быть не может. Поскольку нефть и газ не есть образцы, к которым могли бы тянуться народы и страны. Напротив, все потребители российского - как, впрочем, и любого другого - сырья делают и будут делать все возможное, чтобы ослабить свою зависимость от поставщика. Такова логика рынка.
4 января, сразу после завершения российско-украинского новогоднего скандала, Комиссия Евросоюза по энергетике недвусмысленно дала понять, что основная задача ЕС - искать новые и альтернативные источники энергоносителей. Отныне будут расти закупки газа в Ливии и Алжире, и даже атомная энергетика получит новый шанс.
В недавнем интервью журналу Time один из влиятельнейших европейских политиков Крис Пэттен прямо заявил: Россия поставляет нам газ? Ну и что? Ей ведь больше нечего нам поставлять. Вот так. Ни интеллектуальных, ни политических образцов, ни заманчивых перспектив геополитического партнерства мы уже не предлагаем. Мы просто становимся "кочегаркой Европы". А кочегарка - это, простите, никакая не империя.
Кроме того, апологеты нашего кочегарного будущего забывают, что эксплуатировать созданный в ужасные советские времена нефтегазовый комплекс до бесконечности невозможно. Разведанные запасы сырья истощаются, а ни в разведку новых месторождений, ни в кардинальную модернизацию производственной базы серьезных вложений не было уже 20 лет. Если нынешние тенденции сохранятся, то к 2012 году Россия станет импортером природного газа, а к 2017 году - нефти. Вот вам и вся "империя".
Чтобы переломить эти тенденции, нужна, во-первых, воля элит. Но сегодняшние российские элиты предпочитают жизнь по принципу "после нас - хоть потоп". Во-вторых, нужны десятки миллиардов долларов долгосрочных инвестиций. И эти деньги, возможно, придут. Но с Запада и только при условии передачи всей технологической цепочки добычи и транспортировки нефти и газа иностранным инвесторам. Хороший "имперский" проект, не правда ли?
Наконец, энергетическое счастье, которое реально до тех пор, пока мировые цены на нефть и газ высоки, приводит к тому, что все по-настоящему имперские отрасли и области жизни - от ВПК до фундаментальной науки, от уникальной системы образования до имперской русской культуры - оказываются совершенно ненужными.
В общем, речь идет, конечно, не об империи. А о классической сырьевой колонии, как бы она не хотела считать себя метрополией.