http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=ce071373-7313-485e-af2a-858fe4abed08&print=1
© 2024 Российская академия наук

"ЗА ДОБЫЧЕЙ УГЛЕВОДОРОДОВ В АРКТИКЕ ПРИСТАЛЬНО СЛЕДЯТ ЭКОЛОГИ"

27.09.2013

Источник: Голос России

Как прошел III Международный форум "Арктика - территория диалога" - рассказал замдиректора Института проблем нефти и газа РАН Василий Богоявленский

Как прошел III Международный форум "Арктика - территория диалога", можно ли сделать добычу полезных ископаемых экологически безопасной и какая инфраструктура понадобится при увеличении объемов грузоперевозок по Северному морскому пути, рассказал "Голосу России" замдиректора Института проблем нефти и газа РАН Василий Богоявленский

Гость в студии "Голоса России" - Василий Игоревич Богоявленский, заместитель директора Института проблем нефти и газа Российской академии наук, член-корреспондент РАН.

Интервью ведет Андрей Ильяшенко.

Ильяшенко: В Салехарде прошел III Международный арктический форум "Арктика - территория диалога". Его организатор - Российское географическое общество. В форуме приняли участие президент России Владимир Путин и президенты Финляндии и Исландии.

Об итогах форума мы побеседуем с Василием Игоревичем Богоявленским, заместителем директора Института проблем нефти и газа, членом-корреспондентом РАН.

Итак, это уже третий форум, в работе которого приняли участие высшие должностные лица российского государства - президент, Сергей Шойгу, который возглавлял МЧС, а теперь руководит Министерством обороны, и другие крупные чиновники. Почему этот форум традиционно посещают и российский президент, и зарубежные гости самого высокого уровня, и крупные общественные и политические деятели России?

Богоявленский: Традиционно в России природоохранной деятельности уделяется достаточно большое внимание, ежегодно проходят конференции и форумы, посвященные экологическим вопросам. Если они напрямую не посвящены экологическим вопросам, то одна-две секции на таких конференциях (по Арктике или по южным морям, по освоению ресурсов Западной или Восточной Сибири) обязательно посвящаются сохранению экосистемы.

Данный форум, который целиком посвящен экологической безопасности в Арктике, не является каким-то экстраординарным событием. В августе на Ямале я участвовал в международной конференции, которую организовало МЧС России. Там тоже было большое иностранное участие, представители аналогичных организаций практически из всех стран Арктического совета.

0Был организован полет участников на двух вертолетах на "Приразломную", где они могли ознакомиться с тем, как организована работа нашей первой арктической платформы. Насколько я понимаю, все зарубежные и российские участники были очень довольны этим полетом.

Кроме того, в Салехарде весной было мероприятие, в котором участвовали члены Арктического совета. Организатором выступил Совет безопасности Российской Федерации под председательством Патрушева. Так что подобные мероприятия проходят, экологи, представители науки и общественности имеют возможность в них участвовать.

Ильяшенко: Коль скоро вы упомянули "Приразломную", уместно будет задать вопрос об инциденте, который произошел недавно с судном Greenpeace, которое попыталось пробраться на эту буровую платформу. Это, видимо, не первая акция международной экологической организации. С чем она связана? Она была приурочена к форуму в Салехарде?

Богоявленский: Такое ощущение действительно создается, президент России Владимир Владимирович Путин затронул эту тему в своем выступлении. Он сказал, что не считает такие действия актом пиратства. Наверное, этот термин действительно не очень подходит в данном случае.

Эта организация, всеми уважаемая и нужная, как и другие экологические организации, например, Всемирный фонд дикой природы, проводит очень серьезные научные исследования или, по крайне мере, их организует. В частности, совместно двумя упомянутыми организациями в прошлом году была выполнена очень интересная работа по анализу возможных разливов в Печорском море.

Для выполнения работы привлекались ведущие российские и зарубежные специалисты. У меня есть отчет, он был предоставлен всем заинтересованным сторонам. Серьезный документ, который необходимо анализировать и учитывать при работе в Печорском море.

Это действительно не первая такая акция со стороны Greenpeace. В прошлом году они уже предпринимали попытку штурма "Приразломной". Но они так проявляют себя не только в России. В прошлом году они штурмовали в Новой Зеландии судно Noble Discoverer, которое готовилось к отправке в Арктику для работы на компанию Shell. Тогда активисты водрузили на мачте транспаранты с надписью "Спасем Арктику!".

Мы тоже всячески поддерживаем такой лозунг. Мы хотим сохранить Арктику. Но желание сохранить что-то не должно останавливать процесс изучения и освоения природных месторождений нефти и газа, поскольку без них все равно никуда не деться…