http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=ce5c5a7b-d645-4b4d-b063-8b865637e4f7&print=1© 2024 Российская академия наук
Членов нижней палаты парламента также интересовали результаты работы министерства за 2010 год и задачи, которые стоят перед ведомством в 2011 году.
Не могла не зайти речь о бурно обсуждавшемся законопроекте об образовании. На необходимости принятия интегрированного закона настаивали, как сказал министр, представители образовательного сообщества, в первую очередь ректорский корпус. Проект опубликовали, на него поступило более 11 тысяч комментариев и предложений. Андрей Фурсенко заверил депутатов, что пока не будут выработаны решения, имеющие общественную поддержку по основным концептуальным положениям законопроекта, министерство не будет форсировать его принятие и обсуждение продолжится. Была затронута и тема ЕГЭ. Глава ведомства сообщил, что, по данным опросов, число сторонников единого госэкзамена растет.
Андрей Фурсенко рассказал также о практике применения Федерального закона № 217, давшего в 2010 году старт более 700 хозяйственным обществам, которые предлагают широкий спектр технологий для возможного коммерческого использования. Закон совершенствуется, и реакция научной общественности на него позитивная.
В минувшем году был принят закон, увеличивающий срок обучения в аспирантуре по востребованным экономикой страны техническим и естественно-научным специальностям. С 1 сентября 2011 года предусмотрено повышение стипендий аспирантам и докторантам до 2500 рублей и до 4 тысяч рублей соответственно. Аспиранты, докторанты, готовящие диссертации по техническим и естественно-научным специальностям по приоритетным направлениям, с 1 сентября 2012 года будут получать стипендию в размере 6 тысяч и 10 тысяч рублей соответственно.
Министр рассказал о программе поддержки ведущих российских университетов, которым на 2010-2012 годы дополнительно выделено около 70 миллиардов рублей. Минобрнауки и дальше будет содействовать инновационной деятельности в вузах, созданию новых исследовательских лабораторий ведущих ученых международного класса независимо от того, граждане России они или иностранцы. Кроме того, сейчас разрабатываются программы инновационного развития 47 крупнейших государственных компаний, в которых примут участие не менее 100 вузов.
Но сформировать конкурентоспособную научную среду, включающую в себя вузовскую науку, научно-исследовательские центры, академии и малый наукоемкий бизнес, невозможно без повышения качества образовательной и научной деятельности. Министр полагает, что “в каких-то случаях, наверное, целесообразно создавать образовательные кластеры и некоторые техникумы можно присоединить к высшим учебным заведениям”. Пример уже есть - мощный кластер по подготовке специалистов в области атомной энергетики. При создании Национального исследовательского ядерного университета к МИФИ присоединили целый ряд техникумов, даже учреждения начального профобразования.
Стартовала ФЦП развития образования на 2011-2015 годы, работа которой будет организована, как сказал министр, “на качественно новой основе”: впервые в рамках федеральных целевых программ появились субсидии для регионов. Они составят пятую часть финансирования программ. В области профессионального образования помимо комплексных региональных программ развития предусматривается целевая поддержка около 300 учреждений. Серьезным образом будет обновлена материально-техническая база училищ и техникумов.
Депутаты поинтересовались насчет стипендий - неужели их отменят? Министр заявил, что так вопрос вообще не стоит. Стипендиальный фонд желательно увеличить, но при этом нужно изменить механизм его распределения - поднять выплаты тем, кто реально нуждается в социальной стипендии, и одновременно уменьшить количество академических стипендий, но увеличить их размер и выдавать их тем, кто действительно демонстрирует серьезные, блестящие успехи. Для того чтобы это происходило, необходимо гораздо больше прав дать студенческим советам.
“У меня была встреча со студсоветами, мы обсуждали этот вопрос. Я думаю, что они, наряду с ректорами, могут взять на себя ответственность по более серьезному распределению стипендий. Соответствующие нормативные возможности у них есть, если нет, мы им добавим”, - сказал министр.
Некоторые депутаты считают, что надо законодательно разрешить парламентским партиям создавать на базе вузов и средних специальных учебных заведений партийные ячейки. Но министр видит в этом серьезные риски, в том числе “возможность создания конфронтационной среды внутри вузов”.
Были и те, кто дал критическую оценку государственной образовательной политике. “Мы сделаем все, чтобы российская интеллигенция и студенчество наконец проснулись и всеми законными методами научили власть уважать себя и наше образование”, - заявил депутат Олег Смолин. Министр согласился с такой формой изъявления народной воли, также призвав интеллигенцию при возникновении противоречий “использовать только законные методы, без кидания кирпичей, камней”.