ФАКУЛЬТЕТ ДЕЛОВОЙ ХВАТКИ

07.04.2006

Источник: Газета, Ольга Павликова

Деньги в образовании решают не все

На прошлой неделе президент России обсудил состояние российского образования с ведущими отечественными предпринимателями. Владимир Путин призвал бизнес вкладывать деньги в образование - выдавать студенческие кредиты и даже самим создавать бизнес-школы.

Инициатива Кремля на самом деле не новость: в столице уже есть несколько такого рода экономических школ, существующих за счет поддержки деловых кругов. Одна из них - Московская школа экономики (МШЭ) со статусом факультета МГУ. Школа появилась два года назад, аккурат к 250-летию главного вуза страны. Возглавил ее вице-президент Российской академии наук академик А.Д. Некипелов. Главное отличие от обычного вузовского факультета - штучность подготовки кадров. Всего лишь 105 студентам здесь предоставлена возможность использовать потенциал МГУ и РАН.

Сессия круглый год

Обучение в такой школе ведется по западной системе. Первые четыре года бакалавриат, затем два года магистратура. Одно из основных отличий высшего образования нового образца в том, что сессия длится практически круглый год. В школу регулярно приезжают известные американские и европейские профессора. Они читают свой курс лекций две-три недели, а после этого сразу принимают экзамены, так как не могут ждать до конца семестра.

Студенты других факультетов МГУ могут позавидовать однокашникам из МШЭ. Здесь все по последнему слову техники: плазменные мониторы, современная офисная мебель, коридоры и кабинеты с евроремонтом. Все это великолепие создано исключительно благодаря меценатам. Официально учеба в этой школе платная и стоит 5 тысяч долларов в год. Однако на самом деле около половины студентов, лучшие в рейтинге по итогам сдачи экзаменов, получают гранты на оплату обучения от российского бизнеса. Некоторым выдают гранты еще при сдаче вступительных экзаменов.

Ростовцу Юрию Овсиенко 23 года. Окончил с красным дипломом Московский государственный технический университет имени Баумана. Признается, что, несмотря на годы в стенах одного из лучших вузов страны, первое время в магистратуре МШЭ МГУ было очень сложно. Разница в качестве и темпе обучения велика, и приходилось оставаться в школе до позднего вечера. "Я реально понял, что моих прежних вузовских знаний не хватает, - говорит Юрий. - Зато теперь передо мной лежит список предложений от ведущих корпораций и компаний".

У школы есть попечительский совет. В нем состоят первые лица российского бизнеса, но на формирование учебных планов и программ они не влияют. В их компетенции финансирование организации учебы, оплата поездок студентов на международные форумы и лекций зарубежных светил.

Большая часть учебного времени в школе уходит не на основной блок лекций, а на дополнительные дисциплины. В число факультативных занятий входят, например, деловой этикет, культурология и политология. Первый заместитель директора МШЭ МГУ Сергей Шакин особенно гордится тем, что студенты занимаются у видных отечественных ученых - академиков Российской академии наук, а также знаменитых профессоров из Европы и Америки, потому знакомы практически со всеми школами и направлениями в экономической науке. "У выпускника обычного экономического факультета есть одно-два решения конкретной проблемы, - рассказывает Сергей Шакин. - У нашего магистра их значительно больше. Качество экономического анализа, правильность научной интерпретации полученных результатов, кругозор, а значит и мобильность во много раз выше".

Практические задачи для решения этим студентам зачастую ставятся такие, какими они формулируются в Кремле. Скажем, принят такой метод. На семинарах обсуждают выпуски новостей и экономические программы. Затем, например, академик В.В. Ивантер может попросить аудиторию предложить свой вариант решения проблемы, о которой Владимир Путин только что говорил в правительстве. Скажем, как наиболее эффективно использовать поступления в стабилизационный фонд или снизить инфляцию. Это своего рода натаскивание на решение актуальных экономических и социальных задач страны. "Мы изучаем не только фундаментальную экономическую науку во всем ее многообразии, но и профессию с необходимыми сегодня навыками и умениями, - говорит Сергей Шакин. - Здесь главное не только получить знания, это и в других лучших вузах страны поставлено неплохо, а научиться применять их на практике".

Другой подход

Однако МШЭ не единственный вуз подобного рода. В МГУ есть еще один факультет с тесными связями в бизнес-среде. Это Высшая школа бизнеса (ВШБ), которая входит в топ-40 лучших бизнес-школ Европы и топ-100 школ мира. Оба факультета были созданы по инициативе ректора МГУ Виктора Садовничего и финансируются крупными российскими бизнесменами. Декан Олег Виханский, открывая школу, объездил чуть ли не все подобные зарубежные учебные заведения. Был в Манчестере, Бостоне, Нью-Йорке. В результате понял - по прежней схеме образования (лекция, семинар, зачет) эффективного обучения не получится. В его учебном заведении преподаватель не бубнит лекцию, а обсуждает поставленные темы вместе со студентами, получается своего рода смесь лекции, семинара и ролевой игры. Поэтому преподают зачастую вовсе не профессора, а бывшие выпускники зарубежных вузов. То есть те, кто работает в крупных компаниях, но при этом имеет определенные дидактические наклонности.

Еще одной особенностью школы бизнеса является острейшая конкуренция, как между сокурсниками, так и между группами. Страсти при обсуждении учебных проектов порой накаляются настолько, что кажется: еще чуть-чуть - и дело дойдет до драки. Неудивительно - именно активность во время уроков и играет приоритетную роль.

Зато привычная для обычных студентов экзаменационная оценка здесь ничего не значит. На экзамене можно получить пятерку, но если человек не принимал участие в дискуссиях, не ходил на занятия и не подготовил какой-либо проект, его могут отчислить.

"Мы стараемся объяснить студентам, что знания в бизнесе - это важно, но это не главное, - говорит Олег Виханский. - Твой конкурент, зная, что ты за человек, где учился, может предугадать твое решение. Поэтому главное - это умение рисковать и полагаться на интуицию".

Обучение в школе бизнеса стоит дорого, около 7 тысяч долларов в год. Кто-то платит сам, кому-то деньги выделяет работодатель. Цена эта едва ли уменьшится, скорее наоборот - в школе собираются повысить стоимость обучения в несколько раз. По мнению руководства, студентам придется брать кредит, а значит, возрастет их ответственность за собственное будущее.

Но создание подобных школ в массовом количестве, по мнению обоих руководителей, вряд ли возможно. С одной стороны, растущая конкуренция требует от выпускника не только определенного набора знаний, но и способности привнести в компанию собственные инновационные разработки, что уже происходит в результате совместной деятельности МШЭ и РАН. С другой стороны, ученые говорят о том, что организовать исследование сразу с 500 студентами не сможет никто. "Самое сложное вовсе не в том, чтобы найти деньги и купить гарвардские образовательные программы, а в том, чтобы найти преподавателей и управленцев в нашей стране", - сетует Олег Виханский. По его словам, нынешний профессорский состав не сможет дать выпускникам прикладные знания и обучить лидерским навыкам и нестандартному мышлению.



©РАН 2024