http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=cf4fff75-ce7d-436d-8e7b-355cadee56bf&print=1© 2024 Российская академия наук
Два года назад в российском правительстве, изучив европейский опыт, принялись за формирование технологических платформ. В них увидели инструмент согласования интересов государства, науки и бизнеса в целях инновационного развития страны. Поначалу техплатформы рассматривались преимущественно как коммуникационные площадки, позволяющие создать научно-производственные партнёрства по приоритетным направлениям технологической модернизации, состыковать спрос и предложение на наукоёмкую, инновационную продукцию. Одной из проблем на тот момент признавалась «множественность инструментов и каналов государственной поддержки исследований и разработок». После утверждения Правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям (упразднена 16 августа 2012 года. – STRF.ru) Перечня, в который вошли 30 технологических платформ, на повестке дня встал вопрос, как их поддерживать.
Справка:
В утверждённом Перечне технологические платформы структурированы по следующим направлениям деятельности: медицина и биотехнологии, информационно-коммуникационные технологии, фотоника, авиакосмические технологии, ядерные и радиационные технологии, энергетика, технологии транспорта, технологии металлургии и новые материалы, добыча природных ресурсов и нефтегазопереработка, электроника и машиностроение, экологическое развитие. Участниками технологических платформ стали крупные и средние промышленные компании, государственные научные центры, университеты, академические и отраслевые научно-исследовательские институты, научно-производственные объединения
Поддержка с ожиданием
Об основных механизмах поддержки технологических платформ государством на информационно-практической конференции «Россия сегодня: Инновации в бизнес» рассказал начальник отдела стратегического управления и институционального развития Минэкономразвития России Владислав Тарасенко. Первый механизм – прямое субсидирование из госбюджета. Второй – участие техплатформ в федеральных целевых программах и государственных программах. Третий – участие в программах инновационного развития крупных компаний и госкорпораций.
Ключевые вопросы, по словам представителя Минэкономразвития, – качество менеджмента технологических платформ и изменение ожиданий.
«Не надо ждать от государства щедрой руки, у которой в кармане лежит миллиард. Наоборот, мы ждём от технологических платформ, от научного сообщества предложений», – призвал Владислав Тарасенко.
Речь идёт об инициативах участия по технологическому прогнозу, перспективным направлениям научно-технического развития, в том числе прорывным.
Принципиальное согласие на выделение государственных субсидий – по 10 миллионов рублей на каждую техплатформу – Министерство финансов России уже дало. Эти средства как раз и пойдут на менеджмент: написание стратегических программ исследований и чётких планов их реализации. Правда, у половины техплатформ такие программы уже написаны, но, судя по всему, в Минэкономразвития их качеством остались недовольны. И теперь вся надежда на специалистов, которые за бюджетные деньги улучшат уже подготовленные программы и помогут тем, кто с ними не справился. При этом Владислав Тарасенко заметил, с точки зрения мировой практики «более эффективны не прямые вливания государства, а возможность технологических платформ интегрироваться в те или иные государственные программы».
На сегодняшний день часть государственных программ Российской Федерации ещё формируется, проекты других находятся в стадии межведомственного согласования, например проект госпрограммы «Развитие науки и технологий» до 2020 года (инструментами её реализации будут федеральные целевые программы. – STRF.ru). Надо сказать, что «интегрироваться» не просто, если под этим понимать высказанные представителями РАН предложения к проекту госпрограммы, в частности о необходимости анализа профинансированных исследований и эффективности управления развитием науки и технологий.
Расстановка приоритетов
Сергей Салихов: «По предварительным оценкам, из примерно 1000 заявок, поступивших от технологических платформ, 300 могут быть приняты для формирования тематики в рамках ФЦП “Исследования и разработки”» Анализ процедуры и формирования тематики НИР федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007–2013 годы» летом этого года был сделан новым составом Минобрнауки России, когда там приступили к проработке концепции программы-преемницы на 2014–2020 годы. «Показалось довольно странным механизмом формирование тематики по разрозненным, абсолютно, я хотел бы подчеркнуть, нескоординированным заявкам от научного сообщества», – заявил директор Департамента развития приоритетных направлений науки и технологий Минобрнауки России Сергей Салихов.
Поэтому министерство решило провести «пилотный сбор тематик» от технологических платформ на 2013 год, который завершился 1 сентября. Выяснилось, что далеко не все поступившие в Дирекцию научно-технических программ предложения были поданы от техплатформ, несмотря на письма поддержки от них. Тематика исследований, содержавшаяся во многих заявках, оказалась мелковатой, не нацеленной на решение конкретных технологических задач национального масштаба. По предварительным оценкам, из примерно 1000 заявок, как сказал Сергей Салихов, 300 «могут быть приняты для формирования тематики в рамках ФЦП “Исследования и разработки”».
«Приоритезацию заявок» в ближайшие две недели проведут по договоренности с министерством эксперты кластеров инновационного центра «Сколково». После чего техплатформам предложат доработать заявки и подготовить технические задания к лотам на 2013 год, которые будут объявлены в октябре-ноябре этого года. Заявки на участие в конкурсе лотов по закону могут подать любые организации, «главное, чтобы тематика была направлена на ту задачу, которую ставит технологическая платформа». Как ожидается, финансирование НИР по приоритетным направлениям ФЦП «Исследования и разработки» в 2013 году составит 4,031 миллиарда рублей.
Из презентации С.В. Салихова на совещании в Минобрнауки России об участии технологических платформ в формировании тематики ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007–2013 годы», 20 июля 2012 года
Начальник департамента Минобрнауки развеял некоторые опасения, что участниками ФЦП на 2014–2020 годы будут только технологические платформы. «Безусловно, должен остаться механизм формирования тематик инициативных, предлагаемых научным сообществом», – уточнил Сергей Салихов. Но они будут проходить «жесточайшую научную экспертизу на предмет того, насколько эта тема актуальна, насколько она соответствует мировым трендам… и есть ли в реализации этого проекта некая прорывная точка». А поскольку в качестве экспертной панели выбраны технологические платформы, то заявки от них получат приоритет.
Новый экспертный механизм предполагает создание Научного совета при Министерстве образования и науки РФ – по аналогии с уже созданным Общественным советом.
В научный совет «войдут учёные с мировым именем, имеющие высокие показатели цитирования, люди, чей авторитет ни у кого не вызывает сомнения», подчеркнул начальник департамента. Совет сформирует экспертные группы по приоритетным направлениям развития науки и технологий. В министерстве считают, что «легитимность научного совета должна транслироваться на соответствующие экспертные панели».
Кроме того, при формировании тематик будут учитываться проекты общенационального масштаба, которые присутствуют в форсайтах Минэкономразвития и Минобрнауки. Такие проекты, по словам Сергея Салихова, «могли бы консолидировать и объединить вокруг себя большие группы научного сообщества».
Один из участников конференции спросил докладчика: как получить поддержку тем ведущим НИР компаниям, которые не стали участниками технологических платформ. Руководитель департамента Минобрнауки порекомендовал обратиться в Российский фонд технологического развития. Обратиться, конечно, можно, но, как сказал в интервью нашему изданию директор РФТР Михаил Рогачёв, «в заявке в обязательном порядке они (организации, ведущие НИОКР. – STRF.ru) указывают соответствие проекта дорожной карте и/или стратегической программе исследований одной из приоритетных технологических платформ».
Что касается третьего из названных в начале конференции Владиславом Тарасенко механизмов поддержки технологических платформ, то ещё в конце марта Минэкономразвития опубликовало методические материалы по разработке плана взаимодействия компаний с госучастием с техплатформами по приоритетным для них направлениям. Такой план может предусматривать и «участие в разработке стратегических программ исследований профильных технологических платформ». Это, впрочем, понятно, учитывая, что координаторами более трети платформ выступают госкорпорации и компании с госучастием. Организации – координаторы остальных техплатформ – госуниверситеты, государственные научные центры или федеральные госучреждения.