http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=d05a36a1-cbdc-4053-b5c8-91bb74cd56a0&print=1
© 2024 Российская академия наук

УЧЕНЫЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ОКАЗЫВАЮТСЯ В ГЛАЗАХ ЧИНОВНИКОВ КАТЕГОРИЕЙ ВТОРОГО РАЗРЯДА

26.09.2005

Источник: Sciencerf, Третьяков Владимир Евгеньевич, член – корреспондент РАН

Разрешить ситуацию сможет принятие Закона об интеграции науки и образования

Владимир Евгеньевич, какие могут быть решения, на Ваш взгляд, задачи взаимодействия науки и образования?

Один из ярких примеров сотрудничества вузов и Уральского отделения Российской Академии наук демонстрирует Свердловская область и конкретно – город Екатеринбург. Наш университет действует в рамках «Учебно-научного объединения. УрГУ-УрО РАН». Расположенные в Екатеринбурге 14 институтов РАН тесно сотрудничают с нашими кафедрами. У нас есть десятки филиалов кафедр университета в академических институтах, много совместных лабораторий. Практически каждый доктор наук работает в Уральском университете и других вузах города. Наш двадцатилетний опыт уже перерос рамки правовых взаимоотношений, и сегодня нами поставлена задача создания высшего учебного заведения нового типа. Платформой должен стать город Екатеринбург. Большой Евразийский государственный университет объединит вузы, институты Уральского отделения Академии наук, технопарки, малые наукоемкие производства в один небольшой город численностью в 150-200 тысяч человек. Эта идея заложена в стратегическом плане развития города. Согласно постановлению правительства Свердловской области под территорию Большого университета зарезервировано 1,5 тыс. гектаров земли, создана концепция эскизного проекта. На уровне субъекта федерации мы решили все проблемы.

14 сентября на состоявшейся встрече с председателем Правительства РФ Михаилом Фрадковым в русле беседы об интеграции науки и образования, я достаточно красочно обрисовал идею Большого университета. Мы просим только одного – выслушать нас, наш план достаточно амбициозен, подобного проекта в России нет. Владимир Владимирович Путин, выступая 5 сентября, говорил о новых университетах в Сибири и на Юге, но пока, на наш взгляд, пока там нулевой вариант. О подобных движениях в научной и образовательной среде никакой информации нет.

Еще одно препятствие на пути к решению проблемы интеграции лежит в области юриспруденции. Сегодня в правовом аспекте закон разделяет Академию и вузы по роду занятий: первые только учат, а вторая только занимается наукой, это просто несуразно.

Парадокс состоит в том, что если студенты университета занимаются в лаборатории на новейшем оборудовании института Академии наук, то мы должны по закону заплатить аренду и налоги. Вузы имеют мощный научный потенциал, 2/3 докторов находятся в системе высшей школы, но их не относят к разряду ученых, которым планируют поднять заработную плату. Об этом мы тоже говорили у председателя Правительства. Ученые высшей школы оказываются в глазах чиновников категорией второго разряда, так как занимаются наукой для того, чтобы преподавать, а не для того, чтобы искать научную истину.

Разрешить ситуацию сможет принятие Закона об интеграции науки и образования. Я думаю, это вопрос ближайшего времени, в этом заинтересованы и министерство, и вузы, и академия. Его поддержат общественность и власть. Я надеюсь, что закон определит правовую основу интеграции. Одним из ее вариантов может стать создание комплексного университета, объединяющего прикладную, фундаментальную, отраслевую науку, вузы, исследовательские институты, технопарки и малое наукоемкое производство с одной идеологией.

Как Вы удерживаете молодых специалистов?

У нас остается молодежь, но средний возраст сотрудников – 56 лет. В основном это те люди, которые свое призвание видят в занятиях наукой и преподаванием. Они всегда были и будут, потому что не все измеряется деньгами. Это образ жизни: преданность науке, стране, государству, Родине.

Прежде всего, мы стимулируем занятия наукой, защиту диссертаций. Кандидат наук единовременно получает 10 тысяч рублей, доктор - 20 тысяч. Мы поддерживаем тех специалистов, кто привлекает молодежь и руководит ею. Это стандартные вещи, это делают и многие другие вузы. Главное – привлечь интерес к тому делу, которым ученый занимается. Это достаточно сложно, но с помощью грантов и программ можно что-то сделать. Грядущее повышение заработной платы должно улучшить ситуацию, но все не так безоблачно: есть опасение, что если в Академии сделать зарплату в 5-6 раз больше, то в университетах не останется никого. Тем не менее, я надеюсь, что принятие закона об интеграции науки и образования поможет разрешить ситуацию, и ученый будет получать в университете и в академии одинаково достаточно.