http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=d1ec0dc5-b3f0-44aa-894b-31334fba20f8&print=1© 2024 Российская академия наук
"Основные направления этого прорыва уже определены... Это целые подводные города со своим транспортом, энергоснабжением, линиями связи. Основными элементами этих комплексов станут подводные суда разведки и суда-носители, средства бурения, добычи и подготовки продукции, энергообеспечения, эксплуатации и ремонта, комплексной безопасности", - пишет Рогозин в авторской статье, опубликованной в "Российской газете".
По его словам, промышленное освоение арктического шельфа, по оценкам специалистов, может обеспечить прирост потенциального запаса углеводородного сырья до 9-10 млрд тонн условного топлива. Согласно оценкам экспертов, континентальный шельф Арктики содержит до 30% всех шельфовых запасов углеводородов в мире.
По мнению Рогозина, освоение Арктики - не только жизненно важный приоритет для нашего государства, но и серьезный технологический вызов. Разработку нового проекта с июня 2013 года ведут Фонд перспективных исследований, центральное конструкторское бюро морской техники "Рубин", ОАО "Газпром", ОАО "НК "Роснефть" и Дальневосточное отделение РАН.
Как считает вице-премьер, роботизация морских промыслов - "не наша прихоть, это общемировой тренд". Вспоминая крупнейшую экологическую катастрофу последних лет - разлив нефти в Мексиканском заливе, - Рогозин отмечает, что она произошла "как раз по причине человеческого недосмотра и халатности", хотя автоматика предупреждала о беде.
"Подводные промыслы должны быть оборудованы самыми современными системами мониторинга. В арктический проект... закладывается возможность передачи в центры управления в режиме реального времени всех необходимых телеметрических данных, включающих такие параметры, как температура и давление в скважинах, информация о сейсмической активности и экологической обстановке в районах добычи. Все это позволит оперативно предупреждать аварии и, если понадобится, локализовать источники загрязнений", - пишет вице-премьер.
По его словам, передавать масштабные объемы информации предполагается по оптико-волоконным линиям связи, такая система мониторинга реализуема уже на нынешнем этапе развития технологий.
В области создания морских роботов Россия стоит еще в самом начале пути. Внушительные разработки в этом направлении ведет Институт проблем морских технологий Дальневосточного отделения РАН. "Здесь разработаны аппараты, способные полностью в автономном режиме вести наблюдение за подводной обстановкой, обрабатывать большие массивы информации", - сообщает Рогозин.
"В рамках реализации проекта планируется наделить автономные аппараты способностями распознавания и группового взаимодействия. Предстоит разработать перспективные гидрофизические, гидроакустические и неакустические методы и средства обнаружения, создать новые эффективные средства подводной связи и навигации", - пишет вице-премьер.
В заключение Рогозин подчеркивает, что арктический проект может стать катализатором модернизации нефтегазовой и космической отрасли, где также могут понадобиться роботизированные средства бурения и разведки. Кроме того, в проекте будут серьезно задействованы мощности оборонно-промышленного комплекса.
"Если мыслить шире, то арктический проект может стать для нас воротами в гидрокосмос - понятие, которое постепенно теряет свой сакральный, метафизический смысл и приобретает очертания сферы вполне осязаемых геополитических интересов, а возможно, и среды обитания будущих цивилизаций", - пишет автор.