ПОВЕЖЛИВЕЕ, ГОСПОДА!
28.10.2005
Источник: Поиск,
Елизавета ПОНАРИНА
Дальний Восток богат, но это же не мировая кладовка ресурсов с дверью без замка
Бывают совещания, которые, как ни обрамляй их песнями, выставками да фуршетами, оставляют впечатление жуткой тяжести: столь объемен масштаб обсуждаемых проблем и сложен путь их решения. Именно таким увиделся мне первый Дальневосточный международный экономический конгресс (ДМЭК), который в конце сентября состоялся в Хабаровске - столице Дальневосточного федерального округа. Чуть ли не полгода готовили форум команды Совета Федерации Федерального собрания РФ и правительства Хабаровского края. Гостей созывали уж точно со всей России и Азиатско-Тихоокеанского региона. Зачем? По словам губернатора члена-корреспондента РАН Виктора Ишаева, чтобы обстоятельно обсудить необходимость ускоренного экономического роста приграничных территорий востока России и перспективу повышения роли этих территорий в сотрудничестве РФ с сопредельными государствами. В списках, где числилось почти 1200 участников, было около 370 фамилий жителей Дальнего Востока и Забайкалья. Остальные представляли либо друзей по судьбе жить вдали от столицы, либо органы власти, деловые или научные круги нашей страны, либо ее зарубежье -ближнее и дальнее. Всего на конгресс прибыли делегации 20 краев и областей РФ, а также Японии, Кореи, Австралии, Великобритании, Канады, Китая, Малайзии, Монголии, США, Вьетнама и других государств. Пленарное заседание вел спикер Совета Федерации Сергей Миронов, послание Владимира Путина участникам конгресса зачитывал полпред Президента России в ДФО Константин Пуликовский. Основной доклад делал вице-президент Российской академии наук Александр Некипелов. Его анализ был академически обстоятельным и предельно выдержанным: речь шла о территории, равной более чем 40% площади всей нашей страны, и о судьбах 6 миллионов человек, проживающих на ней.
Но, как ни сдерживался Александр Дмитриевич в интонациях, цифры звучали, как набат: за период с 1991 по 2004 год сокращение постоянного населения Дальневосточного федерального округа составило 1 миллион 600 тысяч человек. В том числе за счет миграции - 1, 4 миллиона (86%) и за счет естественной убыли - 200 тысяч человек, или 14% населения. (Это равносильно отъезду из региона жителей практически всей северной зоны Дальнего Востока - Камчатской, Магаданской, Сахалинской областей и Чукотского автономного округа, а также города, равного Хабаровску. Из материалов Института экономических исследований ДВО РАН).
Порядка 22 тысяч человек в год регион продолжает терять в результате того, что людей умирает больше, чем рождается. Жизнь здесь дороже: по данным официальной статистики, стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг на треть выше среднероссийского уровня.
Отставание в темпах промышленного роста и роста валового регионального продукта (ВРП) относительно среднероссийских показателей говорит о том, что Дальний Восток и Забайкалье по-прежнему "не востребованы" на внутреннем российском рынке. По крайней мере, спрос на продукцию, производимую в регионе, по темпам роста отстает от общего национального. Из-за этого с 1990-х годов экономика региона стала, с одной стороны, развиваться в авторкичном режиме, а с другой - переориентировалась на внешние рынки. А здесь, считает академик, надо учитывать силы соседей, каждый из которых на востоке России по своей экономической мощи значительно превосходит нашу страну. К тому же в последние годы четко обозначилась тенденция к формированию у наших восточных границ интеграционной группировки, основу которой составляют Япония, Корея, Китай, а также США. Совокупная экономическая мощь формирующейся группировки вполне сопоставима с Евросоюзом и НАФТА.
По сути, Россия оказывается зажатой между двумя крупнейшими в мире экономическими группировками, и это еще более осложняет ее геополитическое положение. (На 1 км границы на одного россиянина приходится 63 тысячи китайцев, на 1 квадратный км сопредельных территорий -380 тысяч китайцев на одного российского гражданина. Данные ИЭИ ДВО РАН). Быстрое экономическое развитие Китая позволило ему занять лидирующие места в мире и АТР по различным параметрам, и сейчас он оказывает наибольшее влияние на Россию в силу всем хорошо известных угроз и вызовов. Новым игроком на мировой арене вблизи российских границ стала Индия. Если стране в течение 50 лет удастся сохранить нынешний 6-процентный темп роста, она сравняется по своей экономической мощи с Китаем и, может быть, даже опередит его. Успеху индийской экономики способствует процветающая индустрия программного обеспечения и бизнес-обслуживания, динамично развивающийся частный сектор.
Надо учитывать, что в результате процессов глобализации мировой экономики через осуществление энергетического сотрудничества жизненное пространство Китая, Кореи и Японии распространяется на огромную территорию России. Слабо развитые и редко населенные территории Забайкалья и Дальнего Востока вот-вот окажутся один на один с гигантским экономическим и демографическим потенциалом этих стран. Следовательно, экономическая динамика сопредельных с нами стран, вступление России в ВТО, интеграция ее в мировое сообщество делают актуальным преодоление ряда угроз, которые зарегистрировано сводятся к двум основным: физической утрате территории или закреплению за регионом роли сырьевого придатка стран - потребителей необработанных ресурсов. Противодействовать этому необходимо, сохраняя постоянное население посредством повышения уровня и качества его жизни, то есть развивая человеческий капитал. А значит - диверсифицируя экономику региона, усиливая долю обрабатывающих производств; привлекая ради перспективного развития региона инвестиции национального бизнеса и государственное финансирование. И, как было сказано на совещании, проводимом Президентом РФ В.Путиным в Хабаровске в прошлом году, обеспечивая опережающее и комплексное развитие инфраструктуры Дальнего Востока, в том числе ее транспортной составляющей. Но развитие транспортных коридоров, было подчеркнуто, не должно стать "трубой" для перекачки природных ресурсов, а явиться катализатором развития производства и экономики региона. Транспортно-транзитная функция Дальнего Востока и Забайкалья может и должна развиваться по всем направлениям. Это касается и морских, и железнодорожных, и авиаперевозок и транзита. Причем трансконтинентальный коридор получится эффективным, если его будут формировать комплексно, включая в структуру автодороги, трубопроводы, линии электропередачи, оптико-волоконную связь. В свою очередь развитие транспортной инфраструктуры даст возможность инвесторам, в том числе и российским, вкладывать средства в портовые хозяйства и перерабатывающие мощности округа. Регионы востока России необходимо рассматривать не просто как территорию для расширения российского экспорта в АТР, а в первую очередь как регион, имеющий собственные перспективы развития. Однако, анализируя потенциал Дальнего Востока и Забайкалья, приходится напоминать о действующих здесь объективных удорожающих факторах: высоких транспортных и энергетических тарифах, автоматически делающих невыгодным производство здесь рядовой продукции, которую можно изготавливать в других регионах России. Единственная альтернатива для Дальнего Востока - инновационный путь развития, позволяющий задействовать высокий интеллектуальный потенциал имеющихся здесь кадров. Они сосредоточены в институтах РАН, вузах, отраслевых научных структурах, на предприятиях оборонно-промышленного комплекса и т.д. Важная государственная задача - изменить отношение Министерства экономического развития и торговли РФ к крупным дальневосточным проектам: от роли их жесткого судьи - к роли организатора таких проектов, способного ранжировать и поддерживать проекты по степени значимости для будущего страны.
Позиции РАН и организаторов конгресса явно совпадали. На пресс-конференции спикер Совета Федерации Сергей Миронов назвал ДМЭК официальной площадкой для выработки политики центра по отношению к Дальнему Востоку и Забайкалью. И добавил, что времени на долгие раздумья уже не осталось. Нужен абсолютно новый глобальный подход к демографическим проблемам: все тенденции ведут к тому, что к 2080 году россиян может остаться всего 42 миллиона. На Дальнем Востоке и в Забайкалье вот уже 13-й год смертность устойчиво превышает рождаемость. Население стремительно стареет. Сокращается доля лиц моложе трудоспособного возраста, увеличивается число тех, кто уже не в силах работать. Для преодоления негативных тенденций в демографическом развитии Дальнего Востока и Забайкалья необходимо ввести дополнительные государственные компенсирующие меры, направленные на стимулирование рождаемости, увеличение продолжительности жизни населения, сокращение смертности по "региональным причинам".
Дальний Восток и есть дальний, но его судьба пока еще очень зависит от Москвы. Об ответственности центра говорили практически все. Первый вице-губернатор Хабаровского края доктор экономических наук Владимир Сыркин откровенно заметил, что, когда губернатор взял инициативу провести конгресс в Хабаровске, определили суперцель: во-первых, собрать на форум сливки науки. Губернатор сам член-корреспондент РАН и силу знания умеет ценить. Во-вторых, решили собрать круг чиновников как можно большей авторитетности - тех, от кого зависит государственное решение проблем, чтобы принародно обозначили приоритеты, планы по Дальнему Востоку, объяснили, что намерены здесь делать. (Замечу, что, к сожалению, это не удалось. Правительство в очередной раз продемонстрировало нежелание знать проблемы населения России. - Ред.). В-третьих, пригласили очень много бизнесменов. И они, что воодушевляет, откликнулись. Теперь нам надо оценить их планы и понять, можно ли из этих коммерческих целей извлечь общественную пользу. Серьезную заинтересованность в делах Российской Федерации проявили иностранные государства.
Сотни обстоятельных докладов прозвучали за два дня конгресса - на пленарном заседании, конференции по природным ресурсам Дальнего Востока России и в ходе дискуссий на круглых столах. Их было всего 10, по разным темам. Например - "Электроэнергетика и нефтегазовый комплекс на востоке России. Новые рынки. Новые возможности"; "Транспортная стратегия на востоке России"; "Развитие приграничного сотрудничества на востоке России" и т.д.
- Выступления профессионалов помогли сформировать общественное мнение, а нам, администраторам, дали пищу для размышления. Теперь, - лукаво улыбается вице-губернатор, - мы сложим в копилку все то, что было произнесено в пользу Дальнего Востока. Даже если в запале, впопыхах, для красного словца. Сложим, сочтем и начнем работать с авторами этих высказываний, чтобы слово их не расходилось с делом. Ученые помогут сформировать правильные решения, а губернаторы начнут пробивать их реализацию... В конце концов, министр экономического развития и торговли РФ в ходе недавнего посещения Дальнего Востока обещал выделить средства на развитие этой территории. Значит, им суждено плечом к плечу отстаивать и реализовывать межрегиональные проекты. Понимание, что в одиночку, как бы ловок ни был, тут проку не добиться, уже сложилось у всех высших региональных лиц. Слишком долго экономика наша развивалась хаотично, нужно возрождать практику точного межотраслевого баланса, который в СССР, Российской Федерации, Хабаровском крае раньше разрабатывался каждые пять лет. После того как решили заняться рынком, движения в этой области нет как нет. А точный счет макроэкономических показателей и величин очень нужен такой огромной стране, как наша. На это нельзя жалеть средств. Если ты окончил экономический вуз, ты должен это понимать. Сегодня, требуя от Дальнего Востока и Забайкалья большего вклада в ВВП страны, надо учитывать, что самые крупные проекты не сильно и не сразу увеличат его. Увеличить лепту с 5% до 6% и то значит увеличить отдачу разом на 20%.
Задачка, которую с наскока не решить. Требуется научный, причем инновационный подход. Но к нему готовы далеко не все. Открывая круглый стол "Инновационный путь развития востока
России", губернатор Магаданской области Николай Дудов с горечью заметил, что накануне, на пленарном заседании конгресса, тема создания общенациональной инновационной системы России, вовсе не звучала. Может, из-за того, что Дальневосточный федеральный округ находится лишь на первой ступени создания инновационной инфраструктуры? Но ведь без инновационной деятельности здесь не улучшить качества жизни населения, не добиться сбалансированного развития регионов и не обеспечить экономической целостности страны.
Ту же мысль развил председатель Комиссии по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации Федерального собрания РФ Владимир Кулаков.
Он заявил без обиняков, что на фоне ускоряющегося технологического прогресса ведущих стран Россия сталкивается с национальной угрозой оказаться на периферии мирового развития со статусом сырьевого донора и опасностью попасть в зависимость от внешнеэкономических факторов, вплоть до потери государственного суверенитета. Что делать? Подробно на этот вопрос пытался ответить начальник Научно-организационного управления Президиума РАН доктор наук Владимир Иванов. Напомнив собравшимся шутливое выражение, что "наука есть средство удовлетворения любопытства ученых за счет государства", он заявил, что ситуация с наукой в условиях постиндустриального общества принципиально меняется: она трансформируется в самостоятельную производительную силу. Потому что без фундаментальной науки невозможно обеспечить современный уровень образования и разработку конкурентоспособных технологий. Однако переход к экономике постиндустриального общества" (инновационной экономике, или экономике знаний) требует наличия в стране научно-технической, образовательной и промышленной политики. Последней, считает В.Иванов, у нас нет. Хотя опыт 1990-х годов доказал, что рынок в условиях слабого государства и отсутствия внятной государственной социально-экономической политики не может быть эффективной средой для развития экономики. Идея, что развитие экономики - задача только бизнеса, не доказана на практике ни в одной развитой стране. А вот то, что национальные инновационные системы - основы благополучия государств, видно на примере очень многих. Да, пока нет единого определения, что такое национальные инновационные системы. Но задача Федерации сводится к тому, чтобы все региональные инновационные системы составляли единое целое. Примерно так, подчеркнул докладчик, работает Европейский союз, формируя единое инновационное пространство. Нам для подобной работы не хватает национальной идеи? Может, подойдет идея повышение качества жизни населения страны? Ее реализация подразумевает создание дополнительных рабочих мест, укрепление бюджета, повышение образовательного уровня населения. В любом случае определение политики РФ в области развития инновационной системы как составной части государственной научно-технической и промышленной политики имеет смысл. Словом, делает вывод В.Иванов, необходима разработка современной инновационной политики, ориентированной на построение экономики знаний.
Видимо, организаторы круглого стола хорошо знали тех, кто решил на нем выступить. Они так выстроили последовательность докладов, что порой это напоминало ток-шоу. Поднявшийся следом на трибуну Геннадий Шепелев (Федеральное агентство по науке и инновациям) напомнил, что в развитых странах инновационная деятельность - способ существования промышленности. "Как только вы хотите что-то улучшить/ вы переходите на инновационный путь развития. Даже если речь идет не об очень значительных вещах. Пару лет назад, - удивил Геннадий Васильевич собравшихся, - лучшая инновация Швеции заключалась в том, что была изобретена крышка для кастрюли с тремя отверстиями. В одно отверстие проходит количество макарон, достаточное для одного человека, в следующее - для двух, в третье - для трех. А у нас считается, что если в космос не полетели, то уже и упоминать об этом не стоит. Нам нужны инновации не столько в масштабах, сколько в подходе к ним. Три месяца назад на совещании во Владивостоке по инновационной политике я поговорил с несколькими коллегами, которые обещали представить проекты для продвижения через центры трансфера технологий, поддерживаемые Роснаукой. Предложения стали поступать только сейчас, а не как договаривались - через неделю. Разве бизнесмен будет их ждать? "
Что ждет от инноваций бизнесмен и какой бизнесмен вообще склонен тратить силы, деньги и время на инновации, об этом тоже говорили. Одни, как В.Ващенко (Российско-китайский технопарк "Дружба"), В.Заусаев (Дальневосточный НИИ рынка), Л.Веснина (администрация Томской области), совершенно конкретно, на базе не только теоретических изысканий, но и практического опыта по созданию системы инновационного предпринимательства. А другие - Л.Ильюшко из Камчатского ГТУ - чуть ли не с отчаянием: так далеки они до заветной цели. Выступавшие признавали: у томичей наиболее сбалансированы элементы инновационного потенциала - устойчивую динамику интегрального показателя обеспечивают и наука, и вузы, и кадры, и патенты, и рентообразующие отрасли. А у многих территорий разговоры об инновационной деятельности начались только оттого, что "жизнь уж совсем к стенке прижала".
С предельной откровенностью высказался об инновационном импульсе рынка в России Геннадий Алексеев, первый зампред Правительства Республики Саха (Якутия). По его мнению, если рынок - благо для развития столицы, Санкт-Петербурга и западной части России, то на территориях востока и севера страны рыночные отношения внедрять рано, потому как сегодня это бессмысленно и губительно. Более 40% площади Якутии -арктическая зона, миллион человек проживает более чем в 600 населенных пунктах, между которыми расстояния до тысячи км. Преодолеть их можно лишь самолетом или вертолетом. Поэтому создавать какие бы то ни было рыночные отношения в таких условиях - неразумно. Но тем не менее вопросы развития науки и инноваций для республики сегодня главнейшие. Нам всем надо объединить усилия, чтобы вся Россия и весь мир не рассматривали Дальний Восток как кладовку, откуда любой может взять необходимые минеральные ресурсы и, хлопнув дверью, уйти. Надо сделать все, чтобы переломить тот алгоритм потребления минеральной базы, который сегодня сформировался: "добыл, продал, проел, пропил". Богатства Дальнего Востока надо использовать для социально-экономического развития этой территории, конце концов, эти ресурсы - не только наши, но и будущих поколений. Нужно не разбазаривать их, позволяя кому ни попадя пользоваться, а уже сегодня создать соответствующие инфраструктурные объекты, чтобы наши дети и внуки развивались дальше. Сегодня мы реализуем проекты, созданные и замороженные 20 лет назад. А надо немедленно направить интеллектуальные и финансовые ресурсы, чтобы подготовить проекты, которые отвечали бы требованиям XXI века. Сделать это на базе рыночных отношений утопично, это задача государства.
В противном случае, поддержали из зала Г.Алексеева, политика выдавливания населения с Дальнего Востока и из Забайкалья продолжится и приведет к потере территорий. Единственный путь - смещение приоритетов развития в сторону экономики знаний. Роль пионерных лидирующих отраслей должны играть не добыча и первичная обработка сырья, а производства, научные исследования и разработки, конкурентоспособные на внутреннем и внешнем рынках.
Так и записали в решении. А еще, что опорную сеть региональной инновационной активности могут составить структуры Хабаровска, Владивостока, Читы, Якутска, Комсомольска-на-Амуре, Улан-Удэ, а материальной базой инновационной экономики послужить относительно высокотехнологичный оборонный комплекс. Но этому препятствуют:
- отсутствие в России четкой государственной стратегии построения инновационной экономики и ее региональных составляющих;
- несформированность современной законодательной и нормативной базы инновационной деятельности;
- неразвитость рынка научных разработок, а также инновационной инфраструктуры и системы инновационного обеспечения;
- слабая инновационная активность предпринимательских структур;
- отсутствие целостной системы подготовки кадров для всех уровней инновационной экономики;
недостаточный уровень образования предпринимателей и управленцев в области организации инновационных процессов;
- отсутствие на Дальнем Востоке и в Забайкалье единой региональной инновационной инфраструктуры.
Участники круглого стола "Инновационный путь развития Дальнего Востока России" рекомендуют к числу первоочередных мер отнести разработку приоритетных направлений инновационного развития Дальнего Востока и Забайкалья, организацию подготовки кадров для инновационной экономики, создание инновационной инфраструктуры.