ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ КАК КАТАЛИЗАТОР «ТРЕТЬЕЙ ВОЛНЫ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ» РОССИИ: ОТРАСЛЕВОЙ ПРОГНОЗ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

22.12.2017

Источник: Нефтегазопромысловый инжиниринг, 22.12.17 Леонид РАТКИН



В конце 2017 года в Москве был проведен ряд форумов, на которых обсуждались проблемы развития транспортной отрасли. Рассматривались перспективы подготовки кадров, повышения эффективности реализации инвестиционных проектов, модернизации и технического перевооружения предприятий.

Позитивный настрой в обсуждении проблем развития транспортной отрасли задал Второй Международный форум «Интеллектуальные транспортные системы России», организованный и проведенный в Москве компанией «Джей Комм» при поддержке Министерства транспорта Российской Федерации, Федерального дорожного агентства (РОСАВТОДОР), государственной компании «Автодор» и Кластера ГЛОНАСС. Ключевым спикером Пленарного заседания (модератор – Председатель Общественного совета Министерства транспорта Российской Федерации, директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики М.Я.Блинкин) был Министр транспорта Российской Федерации М.Ю.Соколов. В пленарном заседании приняли участие Руководитель Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации Р.В.Старовойт, Член Комитета по транспорту и строительству Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.Ю.Тен и Президент группы компаний «Cognitive Technologies» О.А.Ускова. Обсуждали вопросы капиталовложений в Интеллектуальные транспортные системы (ИТС), инвестирования отраслевых проектов, подготовки кадров и развития системы финансирования научных разработок и промышленного производства.

На ключевой сессии форума «Транспортная инфраструктура в системе цифровой экономики. Digital Age Transportation (Цифровая Эра Транспорта)», которую также модерировал М.Я.Блинкин, рассматривались особенности реализации стратегии развития ведущих отечественных транспортных предприятий и организаций на краткосрочную перспективу с учетом цифровизации отраслей экономики и передового международного опыта в сфере ИТС. О роли ПАО «Ростелеком» в цифровизации транспортной отрасли повествовал Вице-президент ПАО «Ростелеком» Б.М.Глазков, о распространении отраслевого опыта в реализации инвестиционных и инновационных проектов на регионы – директор ГУП «МосгортрансНИИпроект» А.С.Поляков, о развитии отечественных систем беспилотного транспорта – представитель руководства группы компаний «Cognitive Technologies» Р.Д.Тарасов, о возможностях инфраструктуры ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» для развития рынка предоставления услуг – генеральный конструктор – директор по эксплуатации ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» М.Е.Кораблев, о передовых разработках ИТС в Финляндии – ответственный за интеллектуальный транспорт и телематику представитель Министерства транспорта и связи Финляндии Сеппо Ээрни.

Вторую часть ключевой сессии «Транспортная инфраструктура в системе цифровой экономики. Digital Age Transportation (Цифровая Эра Транспорта)» модерировал директор Международного форума «Интеллектуальные транспортные системы России», главный редактор журнала «Интеллектуальные транспортные системы России» А.Д.Журавлев. Прозвучали доклады генерального директора ООО «МКТ» В.В.Ронзина о новых технологических возможностях каршеринга в России, руководителя ООО «Фарватер» Е.В.Рузанова – о решениях по автоматизации алгоритмов контроля и управления транспортом и специальной техникой, представителя руководства ГКУ «Центр организации дорожного движения» (ЦОДД) Правительства Москвы В.Ю.Юрьева – об инновационных проектах для ИТС российской столицы.

Директор Центра исследования транспортных проблем мегаполисов Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики К.Ю.Трофименко модерировал Круглый стол «Цифровой город будущего. Мобильность как услуга». Представитель в России компании «PayiQ» (Финляндия) и член Правления «ITS Finland» П.И.Ишанов выступил по тематике перспектив развития билетного сервиса в транспортной сфере, Заместитель директора ГУП «МосгортрансНИИпроект» П.Л.Барсуков – по проблематике применения технологий обработки Big Data при инжиниринге маршрутной сети, генеральный директор ООО «А+С Транспроект» В.Л.Швецов – по применению динамических транспортных моделей в качестве системообразующих элементов отраслевых цифровых платформ мобильного сервиса (на примере российской столицы), Эксперт Центра стратегических инноваций ПАО «Ростелеком» О.Л.Подварко – по прогнозу развития транспортных сервисов для мегаполисов, Руководитель транспортного направления Департамента развития продуктов и бизнеса АО «НСПК» (карта МИР) В.М.Гагарин – по эквайрингу банковских карт в общественном транспорте, Советник Руководителя Аналитического центра при Правительстве РФ И.А.Иванов – по концепции создания универсальной системы оплаты за услуги пассажирского транспорта общего пользования на территории РФ и реализации пилотного проекта в Санкт–Петербурге, Представитель Китайского Национального Института по международному сотрудничеству ШОС Жанг Венхаи – по примерам внедрения цифровых технологий в городах КНР.

Также в рамках Второго Международного форума «Интеллектуальные транспортные системы России» был проведен Круглый стол «ИТС – регионам» по применению сервисов ИТС в сети автомобильных дорог общего пользования (АДОП). Обсуждались перспективы развития систем автоматического весогабаритного контроля на дорогах РФ, особенности применения ИТС на автодорогах федерального значения, проекты АО «МОСТОТРЕСТ-СЕРВИС» для ИТС РФ, методы внедрения компонентов ИТС РФ в регионах, этапы лизингового финансирования проектов по развитию муниципальных и региональных ИТС на АДОП, способы внедрения региональных систем весогабаритного контроля (в т.ч., выставление штрафов в автоматическом режиме), формы построения региональных информационно-навигационных систем (РИНС), компоненты нового поколения РИНС в рамках реализации инвестиционных контрактов с субъектами РФ, фрагменты автодорожной телекоммуникационной инфраструктуры для построения ИТС и РИНС, платформы внедрения интеллектуальных сервисов для сети АДОП на примере Автоматизированной системы управления дорожным движением (АСУДД), адаптивные алгоритмы для АСУДД на улично-дорожной сети мегаполиса и для АДОП, современные навигационные и телекоммуникационные технологии для построения систем управления международными транспортными коридорами. Был организован технический тур в ГКУ ЦОДД Правительства Москвы и транспортный лекторий, на котором была представлена динамическая транспортная модель Московского транспортного узла.

Развитием темы ИТС стало проведение в Москве в конце ноября Четвертого Международного саммита «Connected Car», организованного «SmileExpo» совместно с Федеральным сетевым оператором «НП «ГЛОНАСС»» и «РВК» при поддержке «Автонет», «Ростелеком», «ЯндексАвто» и «Прогресс». Рассматривались вопросы развития рынка передовых сервисов на основе ИТС, платформ и сетей, реализации государственной политики в сфере автомобильной промышленности и производства автокомпонентов, внедрения проектов по обеспечению безопасности на дорогах и инфраструктурных решений для подключенных автомобилей, автономного вождения и Big Data, IoT-технологий и вертикальных решений в сегменте «Connected Car», экстремального автопилотирования транспорта в условиях российской зимы (и «частично нечищеных» дорог!), мобильности единой системы сервисов, внедрения речевых систем на автотранспорте, создания доверенных систем для транспорта будущего, современных сервисов и интерфейсов «Connected Car», новых технологий защиты данных в автомобиле, взаимосвязи IoT и банковской сфере (в контексте автотранспортных приложений), внедрения успешных практик создания технических заданий на разработку бортового софта для автомобильных систем, развития систем управления автономными грузовыми автомобилями (включая автопоезда и фуры), особенности мониторинга и контроля транспортных потоков при появлении в них автоматизированных автомобилей, минимизации рисков и защиты от киберугроз для «Connected Car» и инновационный продукт «Поминутное автострахование» (с дальнейшей дискретизацией до уровня «Посекундное автострахование»?!) для «оживления» рынка «КАСКО».

Завершающим год аккордом форумов в сфере ИТС явилась организация ИТАР-ТАСС в Москве декабрьской конференции «Космос как бизнес». Названный по аналогии с художественным фильмом режиссера А.Е.Учителя «Космос как предчувствие» (2005) и российским телевизионным документальным фильмом телестудии государственной корпорации «Роскосмос» «Космос как послушание» (2010), форум призван объединить усилия ученых и промышленников, технологов и финансистов, в «предчувствии масштабных инвестиций» в капиталоемкую высокотехнологичную космическую отечественную индустрию. На конференции обсуждались вопросы усиления значимости частных компаний в инновационном секторе экономики, разработки новых космических приложений для спутникового телевидения и телекоммуникационно-навигационных систем, развитие инвестиционно-привлекательных проектов и программ в сфере космических услуг. Затрагивалась проблематика коммерциализации космических технологий, поиска новых перспективных секторов и «рыночных ниш» на мировом рынке космических продуктов и услуг, участия российского бизнеса в национальных и международных цепочках флагманских коммерческих проектов Роскосмоса.

На пленарной сессии форума «Космос как бизнес» спикеры коснулись вопросов развития сервисных направлений деятельности Роскосмоса и новых сервисов для инновационных отраслей экономики, роста компетенций в сфере ракетно-космической отрасли и планов Роскосмоса по полномасштабному выходу на рынок космических сервисов, состояния и прогнозов развития мирового космического рынка в кратко/средне/долгосрочной перспективе, вклада прикладных космических сервисов в решение задач отраслей экономики и ведущих российских предприятий, взгляд на коммерциализацию космоса, возможные ниши для России на мировом космическом рынке, коммерциализации космоса и поиска новых возможных ниш для России на мировом космическом рынке, значимости развития космической промышленности для России. На панельных дискуссиях «Современные космические сервисы» и «Инфраструктура космического бизнеса» обсуждались различные аспекты межсекторного взаимодействия в сфере космической деятельности, существующих и перспективных форматов «космического партнерства» государства и частного сектора, выхода российских high-tech компаний на мировой рынок с развитием инфраструктуры коммерческой космонавтики, взаимодействия государственной корпорации «Роскосмос» и «некосмических» отраслей, традиционных и нетрадиционных «космических коммерческих» партнерств, синергии государственных интересов и коммерческой космической деятельности, деятельности институтов развития и формирование экосистемы коммерческой космонавтики, гармонизации «космического законодательства» и направлений совершенствования нормативно-правовой базы космической деятельности с поддержкой инвестиций в науку и бизнес, развития и укрепления национального рынка высокотехнологических сервисов «с космической составляющей», внедрения перспективных технологий и средств для «коммерческой космической деятельности» с поиском новых перспективных ниш для российской промышленности, развития современных онлайновых/облачных/распределенных технологий, выявления сегментов с высоким потенциалом роста для рынка космических сервисов.

Форум «Космос как бизнес» завершила визионерская сессия «Космос-2050: сценарии развития», на которой представители научных и деловых кругов затронули вопросы финансово-экономического и промышленно-технологического обеспечения космической деятельности в контексте глобальных экологических, ресурсных и философских вызовов. По мнению участников конференции, при переходе к освоению Луны, Марса и всей Солнечной системы, необходимо многократное увеличение финансирования расходов на космические программы, что предполагает международную кооперацию и реализацию совместных инвестиционных проектов. Среди приглашенных к обсуждению актуальных проблем развития космической индустрии на пленарном и секционном заседаниях форума «Космос как бизнес» - представители Администрации Президента РФ и руководства Правительства РФ, Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Российской академии наук (РАН) и Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, федеральных и региональных отраслевых министерств и ведомств, топ-менеджмента компаний «Airbus», «Boeing», «The Boston Consulting Group», «Business FM», «Euroconsult», «Planet», «S7 Group», «S7 Космические Транспортные Системы», АО «Газпром − космические системы», АО «Российские космические системы», АО «Российский экспортный центр», «Роскосмос», ПАО «Ростелеком», «Русагро», ООО «СТАН», ФГУП «ЦНИИмаш», ПАО «РКК «Энергия», Российской ассоциации авиационных и космических страховщиков, Некоммерческого партнерства «Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования», а также руководители направлений и рабочих групп Национальной технологической инициативы Агентства стратегических инициатив и ряда других организаций и предприятий. В частности, участники дискуссий вспомнили о недавнем ноябрьском (28.11.2017) неудачном пуске с космодрома Восточный ракеты «Союз» с разгонным блоком «Фрегат» и 19 спутниками. Согласно экспертным оценкам, озвученным в декабре первым заместителем генерального директора государственной корпорации «Роскосмос» А.Н.Ивановым, причиной аварии, приведшей к затоплению спутников в Атлантическом океане, стала «разница» (т.н. «нестыковка») в подходах к проектированию «двух школ», которая была «заложена еще 20 лет назад»! Но два десятилетия назад, в середине «незабвенных девяностых», в далеко «не самое благоприятное время» для отечественной промышленности, внутрироссийский кризис, разрушавший десятилетиями налаженные и отработанные в советские времена межотраслевые кооперационные связи, способствовал ликвидации многих научных школ и закрытию множества перспективных направлений! Автор, начинавший свою деятельность еще в МВЭС СССР и с 1993 года работающий «в оборонке», с горечью воочию наблюдал превращение мощной взаимоувязанной системы стабильных устойчивых предприятий оборонно-промышленного комплекса, успешно работавших многие годы «на космос», в множество намеренно-ослабленных (кем?!) и заведомо-обособленных (за что?!), специально-разрозненных (для чего?!) и «принудительно-разведенных» (с какой «скрытой» целью?!) «сугубо-узкоспециализированных» организаций, едва удерживающихся от закрытия благодаря специально-регулируемому слабому и периодически-пересыхающему «ручейку финансирования»! Параллельная работа автора в Институте прикладной математики им. М.В.Келдыша РАН с наблюдением аналогичной ситуации в славном академическом учреждении, основанном Президентом АН СССР академиком Мстиславом Всеволодовичем Келдышем, наводила на размышления о «намеренном системном разрушении отечественной науки и промышленности». Тем, кто хотел «пережить этот тяжелый период» и не бросать профессию ученого, приходилось параллельно(!) создавать малые предприятия для организации в них приемлемых условий для научной деятельности: проведения исследований, получения изобретений на уровне мировых аналогов (согласно официальным данным ФИПС Роспатента!), регистрации авторских прав и оформления патентов в России и за рубежом… Так стоит ли упрекать тех, кто не поддался искушению уехать в США, ЕС или страны Юго-Восточной Азии, вытерпел «безденежье девяностых» и даже моральное унижение от неподобающего отношения к достижениям отечественной науки, словами о том, что они еще и «работали не в тех организациях»? А в каких организациях они могли полномасштабно работать – «ударно, по-советски», как, по сути, и требуется сейчас в России для быстрого развития производства и оперативного восстановления оборонно-промышленного потенциала «перед лицом новых мировых угроз»? На предприятиях ОПК РФ и во многих российских академических институтах службы юридической поддержки изобретательской деятельности в девяностые годы прошлого века были закрыты, средства на патентование выделялись в очень ограниченном объеме (во многих организациях средств на патентование вообще не было!): это привело к уже обсуждавшей весной 2017 г в Роспатенте ситуации, когда незапатентованные ранее российские научные разработки препятствуют участию их создателей в работе (по тематике) Государственного оборонного заказа! Более того, пренебрежение регистрацией авторских прав на результаты российских ученых в РФ и за рубежом приводит к многомиллионным убыткам, когда на скопированное зарубежной компанией и незащищенное отечественным патентом российское изделие получен иностранный патент!... В завершение отметим, что проблема восстановления связей и преемственности научных школ во многих отраслях, включая «заоблачную» космическую, требует неотложного решения, и в условиях экономической «турбулентности» и нестабильности финансовых рынков осязаемую и ощутимую поддержку российской науке и оборонной промышленности оказывают отечественные ученые, имеющие ныне востребованный в полной мере научно-промышленный опыт «работы в трудных девяностых»…

Выводы и предложения:

1. Современные ИТС применимы в космическом, воздушном, наземном, водном, подводном и даже трубопроводном (например, внутритрубном) транспорте. Развитие ИТС сдерживается не только ограниченным объемом финансирования отраслевых программ и инвестирования инновационных проектов, но и несовершенством нормативно-правовых документов (НПД). Отраслевая и межотраслевая законодательная база фрагментирована, отсутствие ее гармонизации проявляется в многочисленных примерах недоработок НПД – внутренних и внешних противоречиях в текстах НПД, а также в «правовых пробелах». Несистемный подход при проектировании и корректировке отраслевых НПД приводит к тому, что множество инновационных решений не может быть комплексно внедрено, и многие регионы в РФ к точечным «локальным инновациям» не готовы!

2. При освоении дальнего космоса необходима интеграция различных достижений в разных отраслях промышленности и экономики, что предполагает значительное усиление роли академической и вузовской науки в научно-методологическом сопровождении новых научных дисциплин. Будущее космической отрасли России зависит от правильной оценки различных технологических возможностей отечественной промышленности. Развитие сферы ИТС может стать катализатором для «Третьей волны индустриализации» России, т.к. большинство технологий, создаваемых для решения масштабных задач по освоению космического пространства могут быть применены для освоения Сибири, Крайнего Севера или Арктического региона. Также автором предлагается увеличение, в частности, в институтах РАН и ОПК РФ, отделов для регистрации интеллектуальной собственности в России и за рубежом.



Подразделы

Объявления

©РАН 2024