http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=d342a802-ee79-4c05-84b6-ecbb00afcf7e&print=1© 2024 Российская академия наук
Всего их в стране создано 24. Некоторое время назад мне довелось побывать в одной из них, названной в честь города, где она расположена, – «Томск». Развивается она уже более пяти лет. Все строительные работы должны завершиться к 2013-му году. О том, что уже сделано и что ещё планируется, рассказывает гендиректор ОЭЗ «Томск» Алексей Барышев.
Около 18 миллиардов рублей – такой общий объём бюджетных расходов, предназначенных на строительство томской особой экономической зоны (ТОЭЗ) технико-внедренческого типа. Из региона поступит около 5 миллиардов рублей, из федерального бюджета – 13 миллиардов. Проект будет считаться успешным, если к концу 2025 года показатель соотношения бюджетных и внебюджетных средств составит 1 к 4, то есть на один бюджетный рубль ТОЭЗ удастся привлечь 4 от бизнеса.
В распоряжении томской зоны 207 гектаров, две площадки – южная и северная. Возможно, появится ещё и третья – в соседнем ЗАТО «Северск», но пока окончательное решение не принято.
Большая часть объектов будет располагаться на южной площадке с территорией 190 гектаров. Для размещения резидентов предусмотрено 26 земельных участков. На 12 заключены договора аренды. Остальные свободны. До конца года здесь завершат строительство таможенной, инженерной и дорожной инфраструктуры; подведут газ, водоснабжение, пожарный водовод, электроэнергию, теплоисточники, сделают водоотведение. В следующем году продолжат строительство научно-внедренческого корпуса – для лабораторных исследований и организации производства. Офисных помещений там не будет. И тогда же (в начале 2012-го), возможно, приступят к возведению административно-делового центра площадью в 60 тысяч м2 с выставочными и конференц-залами, бизнес-инкубатором. И ещё планируется второй Центр инноваций и технологий, где будут офисные помещения, предназначенные для резидентов.
На севере будет располагаться промышленная зона (14 гектаров). Там разместятся резиденты, производства которых не совсем экологически чистые. До конца 2012 года закончится строительство всей инфраструктуры. Сейчас в льготном режиме свободной таможенной зоны там уже работают два резидента. Остался один свободный участок.
В настоящее время в томской экономической зоне 59 резидентов, в основном это айтишники. У девяти резидентов – иностранный капитал (из Тайваня, Австралии, США, Японии, Финляндии и других стран).
Чтобы попасть в число резидентов, надо пройти строгий, но справедливый отбор. Статус резидента присваивается по согласованию с Министерством экономического развития РФ. Подготовка документов занимает 2–3 недели. Их рассматривает специальный экспертный совет, в который входят представители МЭР, Сбербанка, ВТБ, Внешэкономбанка, «Роснано», РВК и некоторых других структур. Экспертные советы проводятся не реже чем раз в квартал – по мере накопления заявок. Предварительно они знакомятся с документацией, в режиме онлайн выясняют интересующие вопросы. После чего проводится очное рассмотрение заявок – компании-претенденты в течение 3–5 минут представляют свои проекты. Решение на экспертном совете принимается сразу же – путём голосования. Отказы случаются, но они единичны. Ключевых критерия два: ведение технико-внедренческой деятельности, то есть создание, производство и реализация научно-технической продукции. В границах ОЭЗ продукт должен либо создаваться, либо модернизироваться. Простое сборочное производство здесь не разрешено. Второй критерий – финансовая обеспеченность. «Резидент арендует в экономической зоне земельный участок на долгосрочной основе, – поясняет Барышев. – В период застройки аренда составляет 100 тысяч рублей за гектар. Параллельно с этим он ведёт проектирование, получает разрешение на строительство. После окончания стройки он может выкупить земельный участок в собственность по льготной цене. На данный момент она составляет 500 тысяч рублей за гектар. За подведённую инфраструктуру – транспортную и инженерную – он фактически не платит».
К строительству своих корпусов уже готовы несколько резидентов: фирма «Микран» (совместный проект с Nokia Siemens Networks), «Солагифт» (структура австралийской Solagran), «Базовый центр светодиодных технологий» (СП «Росэлектроники» и НИИ полупроводниковых приборов) и другие.
«Я не считаю целесообразным сажать на территории особой зоны представителей всех служб, то есть создавать “одно окно”, которое собирало бы все документы, а потом развозило их по разным инстанциям, – говорит Алексей Барышев. – Работать почтальонами – неблагодарное дело. Мы ориентируемся на ускорение различных процедур, начиная получением компаниями юридического лица и заканчивая вводом в эксплуатацию объектов завершённого строительства».
У резидентов зоны целый ряд преференций – административных, таможенных, налоговых. На пять лет предоставляется льгота по земельному налогу – ноль процентов; взнос в страховые фонды на уровне 14 процентов до конца 2017 года. Сроки рассмотрения проектной документации и госэкспертизы для резидентов и управляющей компании ОЭЗ сокращены со стандартных 90 дней до 45.
По словам Барышева, управляющая компания томской экономической зоны ставит перед собой три ключевые задачи. Во-первых, необходимо в заявленные сроки построить всё, что намечено. Во-вторых, привлечь хороших резидентов. В-третьих, содействовать в продвижении их продукции или технологии на внутренние и внешние рынки. Последнюю задачу команда Барышева решает, прежде всего, с помощью информирования о тех новых возможностях, которые предоставляют различные фонды и организации. Кстати, проекты четырёх резидентов ТОЭЗ получили положительную оценку от «Сколково» и в ближайшее время станут ещё и резидентами иннограда.
Что касается пресловутой конкуренции двух структур, Алексей Барышев комментирует: «”Сколково” специализируется на ранней стадии НИР и НИОКР. Мы занимаемся поздними – опытными образцами и промышленными производствами. Поэтому скорее дополняем друг друга, чем соперничаем». И добавляет о преимуществах томской особой экономической зоны. Прежде всего, она расположена в черте города, а значит, доступна с точки зрения транспорта. Плюс к этому дешевизна квалифицированных кадров в сравнении с такими городами, как Москва и Санкт-Петербург. В Томске есть аэропорт, недалеко от города проходит железная дорога. Но главное – там расположены сильные университеты, каждый пятый житель этого полумиллионного города – студент (кстати, в 2005 году при решении о создании в Томске ОЭЗ этот фактор сыграл одну из определяющих ролей).
Так что в ТОЭЗ оптимистично оценивают свои перспективы и уверены, что смогут добиться всех плановых показателей развития.