http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=d3800c3a-4d26-46e6-a567-364d59023b23&print=1© 2024 Российская академия наук
На прошедшем форуме “Арктика - территория диалога” глава Правительства РФ Владимир Путин, министр по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу, министр транспорта Игорь Левитин и другие российские участники высокого ранга нарисовали радужные картины обеспечения Арктики инфраструктурой, которая поможет дальнейшему освоению региона.
В планах - сделать Северный морской путь транспортной артерией глобального значения, одной из самых востребованных и экономически выгодных. Для этого вдоль всей магистрали планируется модернизировать существующие порты и построить новые. В крупных городах до 2015 года будут построены 10 аварийно-спасательных баз, которые обеспечат безопасность работы в северных морях. Такие центры создадут в Мурманске, Архангельске, Нарьян-Маре, Воркуте, Надыме, Дудинке, Тикси, Певеке, бухте Провидения и Анадыре.
Россия также планирует модернизировать ледокольный флот и возродить полярную авиацию. Морскому транспорту должны соответствовать автомобильный, железнодорожный, речной и авиационный. Все это включено в стратегию развития Арктики. Кроме того, для обеспечения работы в регионе готовится проект спутниковой системы.
Иностранные партнеры России понимают, что ведущая роль в развитии Севморпути будет принадлежать России (если она реализует заявленные планы). Представители других государств на форуме особое внимание уделяли экологической безопасности. Единые стандарты в этой области, признанные всеми странами, по их мнению, будут неким гарантом при освоении Арктики.
Правда, пока говорить о таких стандартах не приходится. Более того, по словам директора по природоохранной политике Всемирного фонда дикой природы в России Евгения Шварца, наша страна пока не научилась соблюдать собственные стандарты. В качестве примера он привел аварию в Керчинском проливе, куда ликвидаторы смогли добраться только через четверо суток вместо положенных четырех часов.
Международные эксперты настолько активно привлекали внимание к необходимости соблюдения экологических норм, что зарубежным политикам и представителям иностранных компаний пришлось намекнуть на то, что в России эти нормы не выполняются. Евгений Шварц считает, что претензии в определенной степени обоснованны, но одновременно могут стать поводом для ущемления наших национальных интересов.
Указывая на явные недостатки и недоработки российской стороны, иностранцы могут “продавить” политически выгодные им решения и проекты. Один из них - поддерживаемый Евросоюзом “Северный морской коридор” (Northern Maritime Corridor, магистраль между российским Севером и континентальным побережьем Европы). Есть также предложения о сотрудничестве гидрометеорологических служб, нефтяных компаний и другие.
- Лейтмотив всех выступлений форума звучит так: удержит ли Россия контроль над Северным морским путем как внутренней трассой страны. Я сильно подозреваю, что под видом общих проектов вроде “северного измерения”, которые очень красиво звучат в теории, другие государства пытаются навязать нам режим интернационализации Северного морского пути, - выразил свое мнение ведущий научный сотрудник Института международной безопасности РАН, доцент факультета мировой политики МГУ Алексей Фененко.
Он напомнил, что Норвегия и Швеция оспаривают статус СМП как внутренней транспортной артерии России. “Надо очень четко проанализировать политическую составляющую каждого проекта и отделить выгодный нам бизнес от скрытой политики”, - пояснил А.Фененко.
Кроме того, большинство арктических государств являются членами блока НАТО, с которым Россия строит отношения на принципе взаимного сдерживания. Арктика - регион, где размещаются наши стратегические ядерные силы морского базирования. Как отметил А.Фененко, прокладка Северного морского пути в тех вариантах, которые предлагают иностранцы, может уменьшить акваторию для вывода наших подводных лодок. “Сейчас идет вторая арктическая гонка, - сказал он. - В конце XIX века была первая. Тогда мы соперничали с американцами. Для чего мы шли к Земле Санникова? Не потому, что она нам так нравилась, а потому, что мы боялись, что американцы через нее первыми придут на полюс и отрежут нам движение. Сейчас это повторяется снова, но уже на новом витке развития”.