Кадры на экспорт
08.12.2009
Источник: Наука и технологии России,
Наталья Σ Быкова
Научно-образовательные центры, созданные для привлечения молодёжи в отечественную науку, на самом деле готовят кадры для зарубежных стран
Так получается из-за того, что поработавшие в НОЦах молодые учёные на родине не видят карьерных перспектив, — считает руководитель научно-образовательного центра Института биологии гена РАН, академик Павел Георгиев.
Павел Георгиев: «В большинстве развитых стран выпускники аспирантуры остаются работать в лабораториях; в наших институтах количество бюджетных ставок для них ограничено»
НОЦы или индивидуальные гранты?
Павел Георгиевич, что представляет собой научно-образовательный центр Института биологии гена РАН?
Наш научно-образовательный центр создан на базе учебного научного центра (УНЦ), сформированного в 2006 года в Институте биологии гена РАН при финансовой поддержке в рамках Целевой программы Президиума Российской Академии наук «Поддержка молодых ученых». Основной задачей УНЦ является создание и развитие условий для интеграции научной и образовательной деятельности Института биологии гена РАН и Высших учебных заведений по подготовке квалифицированных научных кадров. Каждый год от РАН мы получаем небольшие деньги на приобретение оборудования и реактивов для практических занятий со студентами и на проведение курсов. В 2008 - 2009 годах были проведены пять практических курсов занятий в рамках большого практикума по теме «Современные методы молекулярной и клеточной биологии» для студентов 4-го курса Биологического факультета МГУ кафедры молекулярной биологии, в рамках договора о взаимодействии базовых кафедр вузов и научных институтов. Также по линии этого учебного центра на постоянной основе сотрудничаем с факультетом биоинженерии и биоинформатики и факультетом почвоведения МГУ, планируем завязать контакты с кафедрой эмбриологии, и вообще расширять работу по всем направлениям: приобретать дополнительное учебное оборудование, чтобы не отвлекать от работы штатных научных сотрудников, обустраивать комнаты для занятий. Зачем нам все это нужно? Дело в том, что студентов лучше готовить в активно работающих лабораториях, имеющих хорошее оборудование. В университетах сейчас не хватает специалистов, оборудования и реактивов, чтобы полностью обеспечить правильный учебный процесс. Если студент еще в процессе обучения, курсе на третьем, не погружается в атмосферу научной работы, то по окончании вуза он тем более не сможет быстро овладеть практическими навыками.
Помимо учебного центра, у нас есть поддерживаемый за счёт средств Минобрнауки центр коллективного пользования (ЦКП), который оснащён передовым оборудованием, позволяющим проводить все этапы работ с клетками. Это тоже очень хорошая база для НОЦ, которая позволяет проводить научные исследования и обучения студентов на самом высоком уровне.
Если есть учебный центр и центр коллективного пользования, зачем нужна дополнительная надстройка в виде НОЦ с аналогичными функциями?
Структура НОЦ нужна для того, чтобы обеспечить стабильность финансирования подготовки кадров. По линии НОЦ получают дополнительную поддержку аспиранты и молодые сотрудники, которые, в свою очередь, проводят занятия со студентами в рамках Учебного центра. Мы получаем от РАН на развитие Учебного центра около 400 000 — 600 000 рублей, но не знаем, что будет в следующем году. Денег катастрофически не хватает.
Но деньги на поддержку молодых учёных тоже могут быть выделены разными способами, как через конкурсное финансирование проектов НОЦ, и тогда молодому учёному нужно будет прикрепляться к этой структуре, так и через индивидуальные гранты самим учёным…
По идее, индивидуальные гранты напоминают то, что существует на Западе. Там молодой учёный, занимающийся конкретным исследованием, может подать заявку на индивидуальный грант от своей лаборатории. Этот грант обеспечит ему зарплату и покупку небольшого количества реактивов для работы. Если работа пойдёт успешно, то можно продлить грант. На мой взгляд, это идеальная система, и её можно смело копировать с Запада. Таким образом грантодатели смогут регулировать количество нужных науке реально работающих молодых учёных. Допустим, нужно поддержать нанотехнологии, объяви больше грантов по этому направлению, в других областях можно сужать количество грантов. В принципе можно было бы работать и так, всё равно в конечном итоге это поддержка лабораторий. А программа НОЦев изначально больше ориентирована на поддержку научных коллективов, состоящих из молодых ученых, это тоже неплохо.
Хороший западный учёный никогда в жизни не поедет работать в Россию: сюда будут ехать не лучшие, или же им нужно будет платить такие деньги, что это станет не выгодно
Как делить бюджетные ставки
Вам известно, где будут работать специалисты, которых вы сейчас готовите в научно-образовательном центре?
К сожалению, дальнейшая судьба этих людей не определена. Государство пока озаботилось только начальными стадиями подготовки кадров для науки: воспитанием из студента аспиранта, а из аспиранта — научного сотрудника. Куда дальше идти обученным сотрудникам, непонятно. У них фактически нет возможности нормально устроиться в России. В большинстве развитых стран выпускники аспирантуры остаются работать в лабораториях; в наших институтах количество бюджетных ставок для них ограничено. Они могут быть приняты на внебюджетную ставку, но ведь не каждый на это согласится. Многие, особенно сильные, амбициозные учёные, считают оскорбительным сотрудничать на внебюджетной основе. Они себя очень высоко оценивают, и если понимают, что их способности, знания, умения стоят гораздо больше, чем за них предлагают, просто уезжают за рубеж. Взывать к патриотическим чувствам здесь бесполезно. Сегодня никто ничего ради идеи не делает. Во всём мире так, люди стали более прагматичными. Причём, чем сильнее человек, тем выше у него запросы. А поскольку в России не продуманы все этапы развития учёного, в частности, его карьерный рост после получения степени, получается, что мы много денег тратим на обучение специалистов для западных лабораторий.
Каким Вы видите выход из этой ситуации? Какие практические шаги нужно предпринять, и кто должен это сделать, чтобы профинансированные НОЦ готовили специалистов не на экспорт, а для решения кадровой проблемы отечественной науки?
Сначала нужно определить, для чего всё-таки НОЦ финансируют. Если для того, чтобы временно поддержать определённое научное направление, — это одно дело, если для решения проблемы дефицита научных кадров, — несколько иное. В данный момент, на мой взгляд, научно-образовательные центры полезны тем, что посредством поддержанных финансированием фундаментальных проектов помогают молодым людям найти свой путь в науке, поскольку на прикладных проектах специалисту сложно вырасти как учёному. После завершения проектов необходимо открыть для них следующие этапы развития. Это можно сделать путём выделения грантов со специальными ставками для лучших выпускников аспирантуры. Самое главное – это создание объективной и прозрачной системы выделения грантов. Необходимо, чтобы вся информация о победивших в конкурсах была доступна на сайтах. Так же следует утвердить понятные правила распределения бюджетных ставок. Люди хотят планировать свою жизнь и понимать, на что они могут рассчитывать в институте при эффективной работе. Думаю, если организовать работу правильно, можно в кратчайшие сроки насытить отечественную науку хорошими кадрами.
Государство озаботилось только начальными стадиями подготовки кадров для науки: воспитанием из студента аспиранта, а из аспиранта — научного сотрудника. Куда дальше идти обученным сотрудникам, непонятно. У них нет возможности нормально устроиться в России Не путать фундаментальное с прикладным
Как организована работа в вашем научно-образовательном центре?
У нас работает порядка 25 молодых учёных, студентов и аспирантов. Кроме этого, в научно-образовательном центре числится небольшое количество кандидатов наук, которые занимаются координацией работ. Мы ведём три проекта. Общий объём финансирования с 2009 по 2011 годы — 12 млн. 600 тыс. рублей плюс двадцать процентов софинаснирование из гранта Говарда Хьюза. В целом можем платить относительно нормальные деньги сотрудникам НОЦ.
Приглашаете ли вы зарубежных специалистов для чтения лекций, практической координации проектов в НОЦе?
Нет, это совершенно бессмысленно, потому что хороший западный учёный никогда в жизни не поедет работать в Россию. Поймите, хороший учёный всегда устроен, поэтому сама идея приглашения учёных из-за границы сомнительна: сюда будут ехать не лучшие, или же им нужно будет платить такие деньги, что это станет не выгодно.
Возникают ли какие-то сложности при исполнении проектов?
Главная сложность c отчётностью. Мы заполняем безумное количество бумаг, и это можно было бы понять, если бы мы вели прикладные проекты. Но почему точно такая же форма отчётности применяется к фундаментальным проектам, которые никак не связаны с появлением конкретного продукта, мне совершенно не ясно. Когда от тебя требуют сказать, какие в твоём фундаментальном исследовании масштабы коммерциализации, как ты собираешься внедрять свои результаты, это, мягко говоря, странно. Время написания отчета зависит от количества требуемых страниц, наработки результатов и количества задействованных человек. При привлечении 1 — 2 человек на это уходит приблизительно 1 — 2 месяца.
На Ваш взгляд, по каким показателям нужно оценивать успешность научно-образовательных центров?
Эти показатели всем известны — статьи в научных журналах. Если говорить конкретно о результатах работы нашего НОЦа, к завершению второго этапа работ мы опубликовали четыре статьи, три — в зарубежных журналах, одну в «Докладах академии наук». Идём в соответствии с планом отчётности, хотя опять же этот подход во многом формальный. За первые несколько месяцев работы над фундаментальным проектом мы должны опубликовать три статьи, несмотря на то, что первые результаты по таким проектам, на основе которых можно написать статью в научные журналы, появляются не раньше чем через год. Вопрос — откуда брать статьи — конечно, решается. В отчёт включаются публикации, совпадающие по времени, но написанные по результатам работ не в рамках проектов НОЦ. Просто идёт механическая подгонка по темам и срокам. Чтобы отчётность по статьям была неформальной, нужно более аккуратно подойти к разработке условий конкурсов, не путать фундаментальную науку с прикладной.