http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=d75adfe4-6ae8-47d3-8157-e1040c6d36d9&print=1
© 2024 Российская академия наук

СИБИРЯКИ ОТРУГАЛИ "СИБИРЬ"

11.04.2006

Источник: Российская Бизнес-газета, Юрий Прокопьев

И предложили центру очередную федеральную целевую программу развития региона


"РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА"

НОВОСИБИРСК

КРУПНЫЙ бизнес должен стать локомотивом социально-экономического развития Сибири. Такой вывод следует из концепции федеральной целевой программы, проект которой был обсужден на совещании глав сибирских регионов, состоявшемся в Иркутске под председательством полпреда президента Анатолия Квашнина.

Сибири "везет" с подобными программными документами. Принятая в 1998 году ФЦП "Сибирь" получила лишь крохи бюджетного пирога, а с 2003 года ее финансирование вообще было заморожено. В июне 2002 года правительством была утверждена "Стратегия экономического развития Сибири", разработанная по поручению Владимира Путина. Но она вообще не воспринималась как руководство к действию, поскольку содержала лишь общие рекомендации.

В прошлом году в виде проекта появилась новая стратегия развития Сибири с характерным подзаголовком "Партнерство власти и бизнеса во имя социальной стабильности и устойчивого роста". И вот теперь разработан проект концепции ФЦП "Социально-экономическое развитие Сибири" на 2008 - 2020 годы, призванной стать законодательным и бюджетным механизмом реализации новой сибирской стратегии.

На совместном заседании Совета при полномочном представителе президента РФ в Сибирском федеральном округе, Совета законодателей округа и Совета Межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение" (МАСС) государственную региональную политику, так или иначе, критиковали все участники совещания, включая полпреда Анатолия Квашнина.

"Социально-экономические показатели Сибири ниже общероссийских. Мы отстаем по показателям экономического развития, уровню жизни населения, рождаемости, зато у нас выше численность безработных", - заявил полпред. Он отметил признаки деиндустриализации Сибири: с 1995 года по 2003-й доля Сибирского федерального округа в валовом внутреннем продукте России снизилась с 15 процентов до 10,93 процента. Продолжается отток населения из Сибири, и согласно пессимистическому прогнозу к 2020 году оно сократится с нынешних 19,9 миллиона до 18 миллионов.

Концепция ФЦП "Социально-экономическое развитие Сибири" предполагает опору на базисные регионы и поиск точек экономического роста в отстающих территориях. Помощник полпреда Владимир Псарев, представлявший проект концепции, отметил, что новая ФЦП должна обеспечивать государственную финансовую поддержку инфраструктурной, транспортной, энергетической, инновационной, социальной составляющих "Стратегии развития Сибири". Вместе с тем программа должна служить ориентиром для отраслевых ФЦП, комплексных программ развития субъектов Федерации, межрегиональных программ, а также бизнес-проектов крупнейших частных компаний. Поэтому, подчеркнул Владимир Псарев, будущая программа должна быть основана на принципах государственно-частного партнерства. Бюджетное финансирование лишь в рамках инфраструктурных проектов (при этом доля финансирования из федерального бюджета не должна превышать 10 процентов). Все остальное - внебюджетные инвестиции.

Согласно предварительным расчетам финансирование ФЦП "Социально-экономическое развитие Сибири" из федерального бюджета должно составить на период до 2020 года 821 миллиард рублей.

Тему партнерства власти и бизнеса развивал и председатель Совета МАСС, губернатор Красноярского края Александр Хлопонин. По его словам, необходимо проанализировать стратегические планы бизнес-компаний и предусмотреть в регионах создание кластеров или территориально-производственных комплексов. "Уникальность России и Сибири заключается в том, что здесь на один рубль, вложенный государством, частный инвестор вкладывает семь. В Европе эта пропорция - один к двум", - заявил Хлопонин. По мнению красноярского губернатора, следует создать ряд инвестиционных фондов, через которые шло бы финансирование программных проектов. По словам Александра Хлопонина, для разработки стратегии экономического развития регионов рабочая группа Госсовета провела анкетирование среди 150 крупных корпораций - лидеров российского бизнеса. "На территории объединенной Иркутской области в течение пяти - семи лет крупные компании могут вложить более 18 миллиардов долларов. Это фантастическая перспектива для региона при том, что речь идет о реальных проектах. Это может привести к утроению экономики региона за десять лет и выходу объединенной области в число регионов-доноров", - отметил Хлопонин.

Противоречивую оценку получил предложенный в концепции механизм "локомотивов" экономического роста. Так, по мнению губернатора Томской области Виктора Кресса, авторам документа нужно отойти от принципа разделения регионов на передовые и отстающие и включить в программу все 16 субъектов округа. А председатель президиума Сибирского отделения Российской академии наук Николай Добрецов считает, что "точками роста" могут стать технопарки, на что Анатолий Квашнин заметил, что "в перспективе в каждом субъекте, и чем раньше, тем лучше, должны быть созданы особые экономические или техно-парковые зоны".

Вместе с тем полпред уверен, что "депрессивных" территорий в Сибири вообще не существует: "Есть территории, точки роста в которых не выявлены. Точки роста, возможности развития мы должны найти в каждом селе, в каждом городе, в каждом муниципальном районе".

Но самая горячая дискуссия развернулась вокруг вопроса о том, будет ли вообще принята и реализована такая программа. Первый заместитель губернатора Новосибирской области Василий Юрченко напомнил собравшимся, что в Сибири создается до 30 процентов ВВП России, а доля Сибирского федерального округа в общем объеме финансирования федеральных целевых программ за последние три года составила менее трех процентов. "Мы не должны мириться с таким низким объемом финансирования по ФЦП. Нужно включать серьезные лоббистские инструменты", - считает Юрченко.

В подобном ключе выступил и губернатор Читинской области Равиль Гениатулин, обративший внимание на ФЦП "Дальний Восток и Забайкалье", которая в отличие от программы "Сибирь" действует, но не так, как хотелось бы большинству регионов. По его словам, основные средства ФЦП направляются на реализацию двух крупных проектов - строительство Бурейской ГЭС и моста через Амур. По мнению Гениатулина, необходимо, чтобы программа получила государственного заказчика в лице Минэкономразвития.

Президент Республики Бурятия Леонид Потапов считает, что функции заказчика программы необходимо возложить на федеральный центр: "Мы не должны наступать дважды на одни грабли. Обещаний относительно Сибири было дано очень много, но на сегодня состояние дел у нас таково, что огромная территория, на которой сосредоточены несметные богатства, превращается в сырьевой придаток".

В развитие этой идеи председатель правительства Республики Тыва Шериг-оол Ооржак предложил создать федеральное агентство по развитию Сибири с центром в Новосибирске.

Как пообещал Анатолий Квашнин, все замечания к проекту концепции ФЦП будут учтены. И после доработки она будет внесена на рассмотрение правительства Российской Федерации.

***

Концепция ФЦП "Социально-экономическое развитие Сибири" предполагает опору на базисные регионы и поиск точек экономического роста в отстающих территориях