"Персона грата"
13.11.2006
Источник: Вслух.ру
После распада Советского Союза 12 из 15 республик предпочли не разбегаться в разные стороны и жить по возможности дружно. Сейчас, когда СНГ исполняется 15 лет, уместно задаться вопросом, удалось ли нам сохранить добрососедские отношения, и попытаться понять, с чем пришли мы к этому юбилею и каковы перспективы Содружества. Гость Виталия Ушканова – председатель думского Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Андрей Кокошин.
– Что можно считать главными нашими совместными достижениями?
Кокошин: Нам удалось сохранить общекультурное пространство, наладить взаимодействие по многим вопросам в рамках Содружества: в области борьбы с преступностью, в области противодействия терроризму, борьбы с распространением наркотиков. Продолжается сотрудничество в ряде оборонных сфер, сохранилось транспортное сотрудничество, общие технические стандарты, которые очень важны для сохранения промышленно-экономической кооперации. Есть сотрудничество в области культуры и образования. Многие из этих направлений не очень заметны, СМИ уделяют им не слишком большое внимание, но сотрудничество идет. Я знаю, что правоохранительные органы поддерживают рабочие связи. Конечно, на них сказывается политическая конъюнктура и напряженность в отношениях между конкретными странами, но они не прекращаются. Сложнее дело обстоит с экономической интеграцией. Мы потеряли 90-е годы, когда в странах СНГ шло падение валового внутреннего продукта, когда каждый думал, как выживать в одиночку, что было неверной политикой. Сейчас происходит отрезвление, но восстановить утраченное очень тяжело. Кроме того, на пространстве СНГ появились третьи силы, которые оттесняют Россию и явно не заинтересованы в восстановлении мощного Содружества. Подводя итог, можно сказать, что появление на месте СНГ некого подобия Евросоюза не состоялось, такие надежды были, наверное, неоправданными. Но в то же время многие элементы сотрудничества, многие очень важные компоненты для поддержания нормального функционирования наших экономик, социальной сферы и политических отношений все-таки сохранились. Поэтому я бы оценил СНГ как нужное объединение и для нас, и для подавляющей части стран организации.
– Болезненный и непростой момент – позиция Грузии, которая вошла в СНГ позже других и зачастую занимала отличные от других стран позиции. Сейчас муссируется тема о возможном выходе Грузии из Содружества. Насколько это вероятно?
Кокошин: То руководство, которое пришло к власти после цветной революции, может вообще поставить Грузию на грань национальной катастрофы, в том числе политикой изоляции от России. Гипотетически можно представить, что эта власть, которая пока еще пользуется определенным авторитетом, может добиться, как часто бывает в истории, такого решения, которое будет противоречить долгосрочным интересам Грузии.
– А вам не кажется, что Россия не всегда точными и продуманными действиями во многом способствовала росту авторитета нынешнего грузинского президента?
Кокошин: Не исключаю того, что с российской стороны тоже были сделаны ошибки. Судя по тому, как в Госдуме обсуждаются отношения наших стран, можно сказать, что нас часто захлестывают эмоции. И другая сторона немедленно резонирует. Но у меня нет никакого сомнения в том, что нынешняя грузинская власть ведет политику, направленную на вывод Грузии из пространства СНГ. И делается это не в интересах Грузии, а в интересах третьих сил, которые считают Грузию очень выгодным плацдармом и против России, и с точки зрения влияния на страны Прикаспийского региона, и, конечно, в отношении Ирана.
– Появились предположения, что юбилейный саммит, который должен был состояться в Минске еще в октябре, пройдет он вовсе не в Минске, а в Алма-Ате. Может такое быть?
Кокошин: Я не занимался этим вопросом, и это не важно, где он пройдет. Важно, чтобы он был не только парадным мероприятием, но чтобы наметилось решение тех проблем всех наших народов. Чем так важно СНГ? Одной из ключевых проблем в мировой политике стала миграционная проблема. Это тема очень болезненна для многих стран, которые имеют большие объемы легальной и нелегальной миграции. Вместе решать ее эффективнее. Всем уже понятно, что одних только двусторонних усилий недостаточно, чтобы регулировать миграционные потоки, решить связанные с этим сложнейшие социокультурные вопросы. Любая страна, которая поставит себя вне СНГ, окажется в очень тяжелом положении с точки зрения решения миграционной проблемы.