http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=d94f42d6-cc36-43c2-be3c-d05057ca44d0&print=1© 2024 Российская академия наук
Об авторе: Гульнара Амангельдиновна Краснова – доктор философских наук, профессор.
Учеба и работа за рубежом как важный компонент научной и академической карьеры
В соответствии с указом президента РФ от 28 декабря 2013 года № 967 «О мерах по укреплению кадрового потенциала Российской Федерации» наша страна включилась в процессы международной академической мобильности в рамках программы «Глобальное образование». Около 3000 российских граждан могут быть направлены на послевузовское обучение в 2015 году в лучшие университеты мира.
Как дела у соседей
Нужно отметить, что Россия не единственная из стран СНГ с подобной инициативой, даже наоборот.
В Казахстане международная стипендия «Болашак» («Будущее») была учреждена еще в 1993 году. За прошедшие 20 лет она присуждалась 10 025 казахстанцам для обучения в 200 лучших вузах 33 стран мира. В Азербайджане в рамках «Государственной программы по образованию азербайджанской молодежи в зарубежных странах на 2007–2015 годы» до 5000 человек должны получить образование за государственный счет в бакалавриате, магистратуре и докторантуре ведущих стран мира: Австралии, Южной Корее, Китае, Малайзии, Сингапуре, США, Германии, Франции, Голландии, Норвегии, Швеции, Финляндии, Италии, Бельгии и Великобритании.
В Армении, Молдове, Украине, Таджикистане для обучения в магистратуре и докторантуре за рубеж также направляется молодежь, но не в таких «тысячных» масштабах, как в Казахстане и Азербайджане.
Россия до последнего времени стояла в одном ряду с Арменией, Молдовой, Украиной и Таджикистаном в этом вопросе. С 1993 года ежегодно направлялись 100 студентов и аспирантов, победивших в конкурсе на получение стипендии президента РФ (студенты на стажировку до одного года и аспиранты на стажировки от одного года до трех лет). За 20 лет более 2000 студентов и аспирантов российских вузов получили возможность пройти стажировку, провести научные исследования в ведущих зарубежных университетах.
Но с объявлением программы «Глобальное образование» ситуация изменилась. Есть надежда, что, изучив опыт наших соседей, сделав соответствующие выводы, реализация программы будет успешной. В 2014 году планируется утвердить текст программы, выбрать оператора, утвердить список зарубежных университетов и российских работодателей, порядок возврата средств стипендиатами в случае невыполнения ими обязательств по трудоустройству, критерии конкурсного отбора.
Очевидно, что параллельно с подготовкой и утверждением основных документов программы «Глобальное образование» должен вестись подбор кандидатов на обучение и конкурс.
Кого, куда и как послать
Какие проблемы возникают при реализации подобных программ?
Магистратура и докторантура в Европе относятся к послевузовскому образованию. Подготовка магистров ведется по двум основным направлениям: 1) обучение по четко определенным учебным курсам (Postgraduate taught) со строгой привязкой к профессиональной деятельности с полной (Full Time) или частичной временной загрузкой (Part Time); 2) обучение по магистерским программам, тесно связанным с научно-исследовательской работой, являющейся частью преддокторской подготовки (Masters degrees by research или Postgraduate research).
Отбор кандидатов в магистратуру осуществляется университетами напрямую. В зависимости от рейтинга университета растут или падают требования к уровню знаний по предыдущему диплому претендента и к знанию иностранного языка.
Сроки подачи документов в магистратуру в вузах заметно отличаются. В ряде университетов набор в магистратуру идет два раза в год, но в большинстве зарубежных университетов прием документов завершается в марте. Как правило, самые топовые университеты начинают и заканчивают набор раньше, чтобы отобрать лучших претендентов. Подача документов в большинстве университетов платная. Кроме онлайн-регистрации в установленные сроки оригиналы документов (заверенные копии) также должны быть направлены в международные офисы университетов. Решение о приеме на обучение университеты объявляют, как правило, не позже мая.
Несмотря на простоту и прозрачность в системе набора и приема на обучение в зарубежных университетах, понятно, что поступить туда непросто. А учиться тем более.
Конечно, на первом месте стоят языковые компетенции. Кандидату нужно предоставить сертификат о сдаче международного языкового тестирования: для подтверждения знания английского языка – TOEFL, Cambridge Exams, IELTS; испанского – DELE; французского – DELF; немецкого языка – DaF. Все ведущие университеты требуют максимальный уровень знаний по международной шкале тестирования. Экзамены осуществляются специализированными организациями, такими как Институт Гете, Институт Сервантеса, международными экзаменационными центрами. Поэтому сроки экзаменов жестко регламентированы, стоимость тестирования достаточно высокая, а результат экзамена приходится ждать месяцами.
Рекомендательные письма в комплекте документов – обязательная позиция для кандидатов в магистратуру. Письмо подписывает известный специалист в конкретной области знаний, «широко известный в узких кругах».
Вплоть до исключения
Обучение в магистратуре зарубежного университета сильно отличается от российской: минимум лекций и семинаров, самостоятельная подготовка эссе, диссертации, жесткие сроки сдачи промежуточных и конечных материалов, а также редкое общение с тьютором, в основном по электронной почте. Наказания за плагиат суровые, вплоть до отчисления.
Понятно, что без специальной подготовки в эту систему российскому выпускнику бакалавриата или специалитета вписаться вряд ли возможно. Видимо, спасением могла бы стать годичная программа подготовки к магистратуре, так называемый premasters. В рамках такой программы можно было бы подготовиться и сдать международный языковой экзамен, а еще освоить методику проведения исследований, подготовки эссе и др. Подобные программы есть в специальных центрах при университетах, как правило, годичные, очень дорогие, но эффективные.
В целом стоимость обучения в магистратуре в зарубежных университетах выше, чем в бакалавриате. С помощью финансовой политики европейские страны регулируют состав своих потребителей. Ярким примером такой политики является Великобритания, где стоимость обучения для иностранных студентов из стран ЕС и других стран, не входящих в ЕС, отличается на порядки.
Поступление в докторантуру еще сложнее, но и кандидатов, соответствующих требованиям, значительно меньше. Надо отметить, что 90% докторантов учатся на стипендии и гранты. Безусловно, это элита, и отношение к ней соответствующее.
По мнению экспертов, учеба и работа за рубежом сегодня рассматриваются как важный компонент интеллектуального и профессионального развития в научной работе. Ежегодно все большее количество молодых исследователей предпочитают получать докторскую степень за рубежом.
Куда податься доктору PHD?
Как правило, в условиях предоставления стипендии для обучения за рубежом оговаривается отработка стипендиатом определенного количества лет по завершению обучения. За невыполнение этого условия – штрафы. И российская программа в этом случае не будет исключением.
Вместе с тем исполнение именно этого условия не всегда выглядит простым. Организация, из которой уехал стипендиат, может быть реорганизована и даже ликвидирована. Возможно, что в этом случае ответственная за стипендии организация (оператор) будет решать эти вопросы. Выбор у стипендиата будет, видимо, небольшой.
В российском вузе в условиях постоянного сокращения ставок профессорско-преподавательского состава тоже вряд ли можно быстро устроиться на ставку доцента или профессора. К тому же кому на кафедре нужен умный, талантливый и образованный обладатель диплома PHD лучшего университета мира?
Очень показателен пример Китая, где также функционирует программа отправки за рубеж своих граждан. До последнего времени одним из условий предоставления гранта были возвращение и трудоустройство на родине, но в условиях финансового кризиса и нехватки рабочих мест для высококвалифицированных кадров это требование было снято.
В казахстанской программе «Болашак» нет официальной статистики по «невозвращенцам», но можно предположить, что они были. Не случайно в 2010 году был создан «Назарбаев университет» в Астане, основной целью которого стало обучение граждан Казахстана лучшими преподавателями мира непосредственно в столице Казахстана. И тогда же программа «Болашак» претерпела значительные изменения.
Невозвращенцы и утечка мозгов
Выпускников докторантуры, счастливых обладателей зарубежного PHD за рубежом называют международными постдоками. Именно они, по мнению экспертов, стоят на передних рубежах науки, делают открытия и пишут статьи.
Ослабление миграционных законодательств, касающихся прежде всего постдоков, за счет принятия стратегии миграции квалифицированных специалистов можно наблюдать практически во всех ведущих странах мирах. В целом ряде европейских стран – Австрия, Финляндия, Франция, Венгрия, Германия, Великобритания (для студентов из стран ЕС), Ирландия, Голландия, Мальта, Норвегия, Швейцария (для студентов, получающих послевузовское образование) – реализовывается «стратегия поддержки миграции квалифицированных сотрудников». Она направлена на привлечение избранных иностранных специалистов и талантливых студентов к работе в принимающей стране. Эта мера рассматривается как средство обеспечения экономического развития и повышения конкурентоспособности страны в экономике знаний.
Основной инструмент этого подхода – система академических стипендий, дополненная активной программой продвижения системы высшего образования страны за рубежом. Конечно, все это в сочетании с принятием соответствующего визового и иммиграционного законодательства.
С другой стороны, развивающиеся страны принимают соответствующие программы, направленные на возвращение постдоков на родину. По мнению Филипа Г. Альтбаха, американского эксперта в области международного образования, директора Центра международного высшего образования Бостонского колледжа: «Даже в глобализованном мире привлечение лучших ученых на родину является нелегкой задачей, и большинство предпринятых программ потерпело неудачу. Правда заключается в том, что пока условия научной работы значительно варьируются от страны к стране – примерами служат заработная плата, условия научной работы, академическая культура и академическая свобода, – «самые лучшие и умные» вряд ли вернутся на родину».
Альтбах подчеркивает, что «возвращение именно необходимых ученых, находящихся в расцвете своей карьеры в лучших университетах, маловероятно. Оптимальное, что может быть сделано и что является хорошей альтернативой, – наладить связь с этими академическими «звездами» и создать связи, которые приведут к практическим результатам, которые не будут вредить местной академической культуре».
О подводных камнях
Как уже говорилось выше, в рамках российской программы «Глобальное образование» предполагается направить 3000 человек на обучение за рубеж. Наберется ли такое количество стипендиатов даже при условии, что кандидаты, поступившие в магистратуру и докторантуру в оговоренные ведущие университеты мира самостоятельно, могут также участвовать в программе?
Анализ предоставления грантов для поступления в докторантуру зарубежных университетов показывает, что до 90% докторантов предоставляются стипендии зарубежных стран и организаций. В рамках этих стипендий нет жестких условий по возвращению и трудоустройству на родине в течение нескольких лет. Даже наоборот, таким постдокам предоставляются и рабочие места, и рабочие визы.
Выстроится ли очередь желающих поступить в зарубежную магистратуру? Как было выше сказано, чтобы в нее поступить, необходимы серьезные вложения в языковую и академическую подготовку. Те родители, которые могут эти расходы нести, очевидно, могут оплатить обучение непосредственно всей магистратуры, тем более что сроки обучения, от одного до двух лет, позволяют это сделать. И никаких обязательств нет.
Какие санкции будут применены к тем, кто поступил, но не смог завершить образование в силу объективных и субъективных причин? Чем будет измеряться эффективность программы: количеством отправленных или вернувшихся и трудоустроенных?
И все-таки, бесспорно, программа «Глобальное образование» даст возможность талантливой молодежи обучаться в лучших университетах мира. Ее последовательная реализация, опора на зарубежный опыт в реализации международной мобильности за счет средств государства, привлечение широкой общественности к обсуждению основных положений и механизмов реализации программы станут залогом успеха и эффективности использования мощного государственного ресурса в подготовке научных кадров за рубежом.