http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=d97723b4-04c7-4d10-bf05-a86a068e0777&print=1© 2024 Российская академия наук
Центральная проблема - сокращение изначально запланированного финансирования проекта. На достижение поставленной цели - к 2020 году войти в сотню ведущих университетов мира - 15 отобранным вузам было отпущено на 2013 год 9 млрд рублей. Эксперты из НИУ ВШЭ еще на старте программы утверждали, что средств, выделяемых государством для повышения конкурентоспособности российских вузов, недостаточно - “это все равно, что лечить больного половинной дозой лекарства” (см. статью “По мировым лекалам”, “Поиск” №19-20, 2013). Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов подчеркнул, что для привлечения исследователей мирового класса в наши вузы необходимо обеспечить их достойной зарплатой. Ректоры предложили восстановить изначальные цифры финансирования (которые министр образования и науки представлял премьер-министру), модифицируя государственную программу “Развитие образования” на 2013-2020 годы. Иначе, считают ректоры, реализовать задачи, поставленные правительством, не удастся.
Кроме финансовых существуют и инфраструктурные ограничения: не хватает общежитий, почти ни у одного из вузов нет единого кампуса. Была высказана идея о проведении аудита инфраструктуры университетов, с тем чтобы оценить, насколько она соответствует поставленным перед вузами целям.
Наконец, проявились препятствия правового характера. Например, всевозможные визовые барьеры, мешающие пригласить иностранного преподавателя на нужный срок. Об этом рассказал ректор Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики Владимир Васильев. А ректор Национального исследовательского Томского политехнического университета Петр Чубик посетовал на то, что от высококвалифицированных специалистов ведущих зарубежных вузов при устройстве на работу в наши университеты требуется справка из органов МВД об отсутствии судимости! Словом, взаимодействие вузов с зарубежными партнерами сильно ограничено российским миграционным законодательством.
Не все устраивает ректоров и в Трудовом кодексе. В соответствии с ним преподаватель раз в пять лет должен проходить конкурс. Однако если кафедра одобряет выдвижение своего сотрудника на новый срок, тот продолжает работать, и руководство вуза не может этому противостоять. Ректоры выступают за более гибкую контрактную систему, с жесткими критериями качества, и рассчитывают на понимание со стороны Минтруда.
Немало внимания на встрече было уделено построению взаимосвязей между самими вузами. Для успеха, отметил Ярослав Кузьминов, необходима готовность делиться опытом. Нужны совместные бакалаврские и магистерские программы, семинары преподавателей, обмен лучшими практиками, другие формы сотрудничества. Это не менее важно, чем встраивание в международные сети. Еще одно направление - взаимодействие с научными институтами. Как считает ректор Уральского федерального университета Виктор Кокшаров, без серьезной интеграции вузов с институтами Российской академии наук “мы ничего не добьемся и фактически провалим программу “5/100”. Это может быть как полная интеграция, так и сотрудничество в рамках университетского комплекса (с сохранением юридического лица для научных институтов). Возможные формы взаимодействия (образовательных учреждений между собой и с научными институтами) будут закреплены в законе об университетских комплексах. Как ожидается, в ближайшее время текст законопроекта, работа над которым идет уже давно, будет представлен на обсуждение общественности.
Чтобы действовать сообща, ректоры вузов - участников проекта решили создать свою ассоциацию (юридическое лицо).
Напомним: по условиям реализации программы в 2014 году некоторые университеты будут из нее исключены, то есть в рамках программы их финансировать перестанут, а высвободившиеся средства будут распределены между другими участниками.