КЛУБ ЛЮБИТЕЛЕЙ ИННОВАЦИЙ

16.11.2005

Источник: Коммерсантъ, Иван Ждакаев

Бизнесу приходится самостоятельно искать пути инновационного развития производства

Во всём мире принято, что ведущие компании тратят на исследования и новейшие раазработки (Researh & Development) от 5% прибыли и больше. Это обеспечивает конкурентоспособность компании, в будущем повышает её капитализацию. В России на такие инвестицции идут либо те компании, которые могут себе это позволить, либо те. кто не может без этого прожить.

ГЛАЗА БОЯТСЯ - РУКИ ДЕЛАЮТ. В СССР инновации происходили в основном в тех отраслях, где дело касалось государственного престижа и обороноспособности. Например, в авиационной и космической промышленности, в ВПК. Многочисленные НИИ жили на госзаказы, не заботясь о том, чтобы продвигать на рынок плоды своей деятельности. Но со сменой экономической политики их разработки оказались не нужны даже государству.

"Сейчас наша наука во многих случаях финансируется ровно настолько, чтобы хватало на коммунальные платежи и на минимальную зарплату ученым, - говорит вице-президент компании „Норильский никель" Владимир Пивнюк.- Поэтому бизнесу приходится самостоятельно искать пути инновационного развития производства. Причем не только в собственных интересах. Раз государство недостаточно занимается наукой, то часть его функций приходится брать на себя бизнесу".

Планы "Норникеля" на этом поприще довольно амбициозны: по словам господина Пивнюка, компания готовится сделать экономику страны не углеводородной, как сейчас, а водородной. "По самым оптимистичным прогнозам, использовать нефть как источник энергии можно будет еще лет 20. После этого добывать ее станет очень дорого и невыгодно. Поэтому надо заранее готовить технологии использования новых источников энергии, таких как водород. Это общенациональная задача, и, по сути, наши работы по водородным технологиям и топливным элементам направлены на обеспечение энергетической безопасности России. Кстати, во всех развитых западных странах подобные исследования финансирует государство. В США, например, на научные изыскания в области водородной энергетики государство ежегодно тратит около $1 млрд в год. В России - ничего. Поэтому мы в какой-то степени работаем за органы власти в этой области".

С середины 2003 года "Норникель" потратил на свою программу водородной энергетики $40 млн. Бюджет исследований на 2006 год - около $20 млн. "Примерно столько же тратят на водородную энергетику такие страны, как Италия, - говорит господин Пивнюк.- Вообще, такого положения, чтобы частный бизнес финансировал вместо государства фундаментальную науку, самостоятельно развивал программы национального значения, нет ни в одной другой стране. Цикл перехода от традиционных источников энергии к инновационным-25-30 лет с учетом создания необходимой инфраструктуры; только после этого она сможет окупиться полностью. Тем более что придется перестроить производство по всей стране".

Впрочем, инновация "Норникеля" не имеет ничего общего с альтруизмом. Технологии добычи энергии из водорода требуют использования металлов платиновой группы, а также других, которые производит "Норникель".

По расчетам менеджеров компании, водородная энергетика повысит спрос на эти металлы и, соответственно, обеспечит рост цен на них.

ЗАМЕЩЕНИЕ ИМПОРТОМ Крупнейшие российские компании используют свой научный потенциал для решения текущих производственных задач. Например, ОАО "Газпром" в 2004 году потратило на НИОКР 2, 76 млрд рублей. Среди достижений: на территории Кузнецкого угольного бассейна создан научный полигон по извлечению метана из угольных пластов, на полигоне построены четыре экспериментальные метано-угольные скважины. Продолжаются работы по созданию прибора для диагностики газопроводов. Над этими задачами трудятся 12 научно-исследовательских организаций в составе "Газпрома", в которых работают более 3500 ученых. Хотя и этот штат не в состоянии справиться со всеми разработками, которые требуются "Газпрому". "Часть уже имеющихся на мировом рынке технологий и оборудования мы готовы просто купить", - признается заместитель начальника департамента стратегического развития ОАО "Газпром" Татьяна Лобанова. По словам госпожи Лобановой, "Газпром" своими силами разрабатывает импортозамещающую технику, которая в некоторой степени дублирует зарубежные образцы.

О том, что заграничные разработки в некоторых случаях эффективнее отечественных, говорят и сами ученые. Генеральный директор Научного парка МГУ Олег Мовсесян говорит, что одна из целей Научного парка-перекинуть мостик от научной мысли к промышленности через создание малых инновационных компаний. Однако российская научная мысль оказывается менее надежной, чем готовые импортируемые технологии. По словам господина Мовсесяна, у российского бизнеса есть два варианта поиска инноваций: "Первый-купить их за границей. Готовые, с консалтингом, необходимой поддержкой, потратив достаточно серьезные средства, но получив гарантированный результат. Либо обратиться к нашей науке и проинвестировать средства в разработку, потому что там, как правило, нет готового под ключ продукта. И не факт, что этот риск будет оправдан - возможно, тот же результат проще купить сегодня на рынке".

ПРОДАВЦЫ НАУКИ Однако если предприятие все же решило инвестировать в отечественные разработки, его ожидают другие проблемы. Как признают и сами ученые, и их заказчики, российская наука пока не вписывается в рыночную систему, с ней трудно работать. По словам руководителя пресс-службы АФК "Система" Сергея Филиппова, привычка к госзаказам не позволяет нашим ученым работать на потребности рынка. Часто они даже не хотят продавать права на свои разработки. Но ни один бизнесмен не станет инвестировать в идею, не имея на нее прав.

"Дочка" АФК "Система" ОАО "Система-Венчур" было создано в 2003 году с тем, чтобы находить, доводить до ума и продавать инновационные идеи. Президент компании Дмитрий Рототаев уверен, что бизнес может делать деньги на российской науке. "С одной стороны, у нас фундаментальная наука, с другой-бизнес, -говорит господин Рототаев.-У ученых есть проекты еще с советских времен в различной степени готовности. Денег их завершить нет. Поэтому между бизнесом и фундаментальной наукой должна встать компания, которая будет искать перспективные идеи и приводить их в вид, пригодный для потребления бизнесом. Когда меня спрашивают, почему академическая наука не продается на рынке, я отвечаю: а вы попробуйте продать закон всемирного тяготения. Открытие нужно еще применить к конкретному бизнесу. Мы занимаемся тем, что находим идеи, готовые на 80%, и дорабатываем их".



Подразделы

Объявления

©РАН 2024