Совет в академическом стиле
25.12.2008
Источник: ВВП,
Надежда ВОЛЧКОВА
Недавно глава Российского государства Дмитрий Медведев утвердил новый состав Совета при президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию. Это событие дает право говорить о своеобразном юбилее: приступила к работе уже пятая команда специалистов, каждый из которых является безусловным лидером в научной, инновационной или образовательной области.
Начиная с 2001 года, когда был создан консультативный орган при президенте РФ, крупнейшие ученые страны, сменяя друг друга, успешно выполняют ответственную миссию - обеспечение взаимодействия первого лица страны с научно-техническим и образовательным сообществом. Благодаря Совету глава государства из первых рук получает информацию о положении дел в сфере науки, технологий и образования в России и за рубежом.
Бессменным заместителем председателя Совета все эти годы являлся президент Российской академии наук (РАН) академик Юрий Осипов. Стоит отметить и тот факт, что большинство ученых, принимавших и принимающих участие в работе президентского Совета, являются членами РАН. Таким образом, Академия наук как государственный институт реализует через Совет свою ведущую, экспертную, функцию, активно содействуя формированию и реализации государственной политики в наиболее значимых для России областях.
В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ – НАУЧНАЯ ПОЛИТИКА
Научная общественность хорошо помнит «боевое крещение» вновь созданного совещательного органа при президенте страны, названного Советом по науке и высоким технологиям: вместе с Советом безопасности и Президиумом Государственного совета Российской Федерации он участвовал в подготовке и принятии в 2002 году «Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу». В этом документе развитие отечественной науки и технологий впервые было отнесено к числу высших национальных приоритетов Российского государства, что ознаменовало новый подход не только к развитию научно-инновационного сектора, но и всей экономики страны.
Выступая на заседании при обсуждении «Основ», Владимир Путин, будучи тогда президентом РФ, отметил важную роль Совета по науке и высоким технологиям в подготовке этого документа: «Выбор путей развития отечественной науки – это выбор нашей национальной перспективы. Члены Совета по науке и высоким технологиям, который только начинает свою работу, принимали самое активное участие в выработке этих стратегических решений».
Создание новой адекватной времени модели организации науки было в тот момент необходимо как воздух. Не секрет, что 90-е годы ХХ века, когда многие страны мира совершили качественный скачок в новую постиндустриальную эру, для России оказались потерянным временем. Чтобы в максимально короткие сроки наверстать упущенное и преодолеть кризисные явления, угрожающие национальной безопасности России, решено было консолидировать ограниченные финансовые, материальные и интеллектуальные ресурсы на стратегически значимых научно-технологических направлениях. В «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» был включен перечень критических технологий и научно-технологических приоритетов, сформированных совместными усилиями государственных чиновников, ученых, представителей промышленности и оборонной сферы. Этот документ стал базой давно назревших структурных и институциональных перемен в отечественном научно-техническом комплексе, программой действий государства на длительный период.
Так, в качестве приложения к «Основам» был принят график финансирования гражданской науки до 2010 года, разработанный при активном участии Российской академии наук и до сих пор исполняющийся, правда, в так называемом минимальном варианте.
- Именно благодаря этому документу российская наука и Академия наук впервые в постсоветский период получили увеличивавшееся из года в год государственное финансирование и смогли перейти от выживания к развитию, - отметил президент РАН Юрий Осипов на Общем собрании РАН в мае нынешнего года.
Формирование заказа государства на научно-техническую продукцию, создание системы долгосрочного прогнозирования в сфере науки и технологий, укрепление кадрового потенциала науки, отработка механизмов государственно-частного партнерства – в развитие этих положений «Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» был выпущен целый ряд нормативных документов. По поручению президента РФ Совет проводил экспертизу проектов федеральных законов, приказов, постановлений, определивших механизм реализации поставленных задач.
В ходе заседаний Совета по науке и высоким технологиям при активном участии президента РФ были выработаны рекомендации по решению системных проблем исследовательского и инновационного секторов экономики, связанных с развитием территорий с высокой концентрацией научно-технологического потенциала, поддержкой молодых ученых, усилением интеграции образования, науки и бизнеса в целях технологического перевооружения национальной экономики. Работе Совета присущ академический стиль, который характеризует тщательная экспертная проработка проблем силами ведущих ученых и открытость к требованиям общества, поэтому большинство предложенных этим консультативным органом рецептов востребуется федеральными органами власти.
БОЛЬШЕ ДОВЕРИЯ – ВЫШЕ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
В 2004 году Совет при президенте Российской Федерации по науке и высоким технологиям был преобразован в Совет при президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию. Сфера деятельности Совета расширилась, соответственно был увеличен и его численный состав за счет включения представителей образовательной сферы.
В это же время Совету делегируется важная функция – вырабатывать рекомендации для президента страны по присуждению Государственных премий Российской Федерации. С 2004 года система государственного поощрения за выдающиеся достижения в различных сферах деятельности была существенно изменена. Размер премий вырос до 5 млн. руб. (что многократно превысило прежние суммы выплат), при этом их количество сократилось: в области науки и технологий ежегодно присуждается всего три премии. В марте 2006 года президент России учредил в дополнение к ним еще одну – «За выдающиеся достижения в гуманитарной области». Высокий статус Государственных премий предполагает столь же высокий уровень ответственности за решения по кандидатурам потенциальных лауреатов. Совет при президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию проводит скрупулезную независимую экспертизу работ соискателей с привлечением специалистов, номинированных научным сообществом после чего проводится голосование членов Совета. Руководствуясь их рекомендациями, президент РФ принимает окончательные решения по присуждению премий.
СОВЕТУЮТ МОЛОДЫЕ
Организационная структура Совета меняется по мере роста актуальности тех или иных решаемых им задач. Острота проблемы кадрового обеспечения науки привела к мысли о необходимости создания при президентском Совете по науке, технологиям и образованию специального молодежного подразделения. Эта идея была реализована в 2007 году. В состав Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах вошли молодые ученые и преподаватели из исследовательских учреждений Российской академии наук, государственных научных центров, ведущих вузов страны. Руководителями Координационного совета стали представители академической науки - главный научный сотрудник Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН Наталья Полосьмак и ученый секретарь Отделения историко-филологических наук РАН Андрей Петров.
Организационная сессия Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах, в ходе которой состоялась встреча его участников с членами Президиума Совета при президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию, состоялась в Российской академии наук. Решено было, что Координационный совет станет не только «молодежной секцией» Совета по науке, технологиям и образованию при президенте России, но и эффективным каналом обратной связи, по которому будет осуществляться мониторинг результативности предпринимаемых государством и научным сообществом мер по воспроизводству кадров научно-образовательной сферы. На сессии были намечены механизмы взаимодействия Координационного совета с Комиссией РАН по работе с молодежью.
По предложению Координационного совета, поддержанному Советом по науке, технологиям и образованию, в нынешнем году учреждена премия президента Российской Федерации в области науки и инноваций для молодых ученых. Экспертная работа по формированию списка приоритетных кандидатур из числа номинантов (ежегодно будут выделяться три премии размером 2,5 млн. руб. каждая) была возложена на президентский Совет.
РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РАЗВИТИИ НАУКИ
К наиболее значимым достижениям Совета при президенте РФ по науке, технологиям и образованию относится и принятие решений, касающихся программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2008–2012 годы. Заседание Совета, рекомендации которого существенно ускорили процесс подготовки и принятия программы, состоялось 30 ноября прошлого года в Президиуме Российской академии наук. Открывая это мероприятие, Владимир Путин подчеркнул: «Опережающее развитие фундаментальной науки является необходимым условием для модернизации российской экономики и завоевания лидирующих позиций в мировом разделении труда». Он отметил, что единая для всего академического сектора науки программа, которая должна обеспечить координацию фундаментальных научных исследований в стране, принимается впервые и в значительной степени по инициативе Академии наук.
Президент РАН академик Юрий Осипов, со своей стороны, предложил «сделать следующий шаг, создав общероссийскую программу развития фундаментальной науки, стержнем в которой стали бы масштабные проекты, связанные с решением крупных проблем в интересах государства». Осуществление этой идеи, как и других высказанных на встрече предложений, еще впереди. А «Программа фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2008–2012 годы», нацеленная на поддержание научного приоритета России в фундаментальных научных исследованиях мирового уровня, в соответствии с рекомендациями Совета была утверждена правительством РФ в феврале нынешнего года и вскоре начнет реализовываться.
Обсуждались в рабочих органах президентского Совета и впоследствии приобрели характер государственных решений также вопросы расширения прав государственных академий наук, в частности РАН. Согласно внесенным с подачи Совета предложениям, были приняты нормативные акты, которые позволили Российской академии наук самостоятельно определять основные направления фундаментальных исследований, распоряжаться правами на объекты интеллектуальной собственности и другие результаты научно-технической деятельности, устанавливать численность работников и систему оплаты труда.
Деятельное, заинтересованное участие в заседаниях Совета по науке, технологиям и образованию первых лиц страны превращает каждое такое мероприятие в событие общественной значимости, итоги которого долгое время обсуждаются в кругах научной интеллигенции. Так, большой резо-нанс в академическом и вузовском сообществе вызвали слова Владимира Путина, произнесенные по окончании заседания в Президиуме Российской академии наук в ноябре прошлого года, вызвали большой резонанс в академическом и вузовском сообществе. Поблагодарив присутствующих и за плодотворную совместную работу на Совете, и «за все, что было сделано в последние годы», он заявил: «В значительной степени благодаря усилиям руководства Академии наук, академических институтов, вузов мы смогли в сложный для страны период, в тяжелое время недофинансирования науки сохранить научные школы и кадры и тем самым создать условия для сегодняшнего РАЗВИТИЯ».
Президент РФ Дмитрий Медведев, приняв эстафету своего предшественника, недавно собрал очередной Совет по науке, технологиям и образованию, посвященный проблемам средней школы. На этом заседании, которое Совет провел уже в обновленном составе, прозвучало множество концепций построения российской школы будущего, которые, несомненно, лягут в основу реформирования действующей системы среднего образования.