КОСМИЧЕСКАЯ ФАНТАСТИКА СТАНЕТ РЕАЛЬНОСТЬЮ ЧЕРЕЗ 100 ЛЕТ - НИКОЛАЙ АНФИМОВ
01.12.2005
Источник: RBC daily
Интервью с академиком РАН, генеральным директором ФГУП "ЦНИИМАШ", Николаем Акимовым
Сегодня космос притягателен не только для мечтателей и подростков. Свои взоры в далекое космическое пространство устремили и коммерческие структуры, готовые вкладывать огромные деньги в проекты, связанные его с освоением. Многие уверены, что, несмотря на то что государство недостаточно финансирует отрасль, поправить дело могут коммерческие проекты и интеграция предприятий. Те же туристы способны компенсировать часть затрат на фундаментальные исследования. Но приход бизнеса не всегда может быть положительным. Он сопровождается переделом собственности и сфер влияния. О перспективных проектах отечественной космической науки и промышленности корреспонденту RBC daily Сергею Старикову рассказал гендиректор ФГУП "Центральный НИИ машиностроения" Николай Анфимов.
- Николай Аполлонович, не так давно правительством была одобрена Федеральная космическая программа на 2006-2015 гг., многие аналитики говорят, что заложенных в ней средств хватит только на поддержание текущих проектов. Эксперты считают, что за эти деньги от отечественной космической индустрии ждать прорывных достижений и изобретений не стоит. Вы разделяете эту точку зрения?
- Денег было выделено не столько, на сколько мы рассчитывали, когда готовили эту программу. Когда она проходила согласования в правительстве, Минфине и МЭРТ, в нее вносились замечания, следствием которых стало сокращение бюджетных средств. Выбирали из трех вариантов: минимального, прорывного и промежуточного. Мы понимали, что финансирования по максимуму никто не даст, поэтому был разработан средний вариант, который в итоге еще урезали. Это далеко не то, на что мы рассчитывали, тем не менее продвижение вперед по сравнению с нынешним годом есть. В итоге получилось в 1,5 раза больше минимума. Главное, что Федеральная космическая программа была утверждена, и на нее можно опереться и действовать. Да, она не прорывная и не позволяет России вернуть былые позиции в мире. Она скорее рассчитана на удовлетворение самых неотложных нужд: денег хватит на восстановление группировки фиксированной связи спутников на геостационарной орбите. Но по ряду других направлений, таких как дистанционное зондирование Земли, гидрометеорология, фундаментальные научные исследования, к сожалению, картина получается неважная.
- По сути государство одной рукой дает деньги на новые разработки, но другой их забирает в виде налогов на имущество и землю. Как решается этот вопрос?
- Это действительно так. Недавно я с этой проблемой выступал на заседании одного из комитетов Совета Федерации. Если начать издалека, то федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) в мировой экономической практике - нонсенс. Это государственное предприятие, носитель ответственности в развитии отрасли, оно стоит на страже государственных интересов и исполняет программы, которые важны для научного развития. С другой стороны, по гражданскому кодексу ФГУП является коммерческой организацией, главная цель существования которой - получение прибыли. Поэтому некоторые говорят, что вы можете делать все, что угодно, получать как угодно деньги. Но мы считаем (эта позиция совпадает с позицией Роскосмоса), что наша главная задача - отстаивание государственных интересов в области космоса. Мы даже не можем изменить направление своей деятельности. Поэтому, работая на государство, почему мы должны как все коммерческие организации платить налог на имущество? Ведь имущество нам было дано, чтобы оно приносило эффект государству. Почему мы должны платить налог на землю? У нас она не слишком большая - 2/3 гектара, а налог с нее - 35 млн руб. в год по нынешним расценкам. Но есть научные организации, у которых целые полигоны. Государство формально денег на выплату налогов не дает, так как считается, что мы можем создавать прибыль. Самый простой способ выхода из сложившейся ситуации - введение списка предприятий, которые освобождаются от налогов на имущество и землю, или же надо внести законодательные поправки.
- На какой стадии сейчас находится разработка челнока нового поколения "Клипер"?
- На ранней стадии. Во-первых, потому что по новому положению разработка всех проектов должна вестись на конкурсной основе. В федеральной программе прописана разработка этого корабля, указаны выделяемые деньги, но нет исполнителя. Конкурс только что объявлен. Поэтому на авиасалоне МАКС-2005 президент побывал в макете корабля, которого еще нет, и он может в таком виде и не появиться. Сейчас на этот заказ претендуют, помимо РКК "Энергия", ГКНПЦ имени М.В. Хруничева и НПО "Молния". Все понимают, что нужно новое поколение кораблей, транспортное обслуживание орбитальных средств. Но фактически разработок пока нет. ГКНПЦ Хруничева представит альтернативный вариант, у которого есть свои преимущества. Их аппарат капсульного типа (по технологии схож с нашим "Союзом" и американским "Аполлоном"). С одной стороны, это шаг назад, а с другой - вперед, как это ни парадоксально. У капсульных аппаратов меньшая возможность бокового маневра, он может уйти далеко в сторону, так как аэродинамическое качество аппаратов "Союз" и "Аполлон" хуже, чем у крылатых, зато проблемы с теплозащитой неизмеримо более простые. Конечно, есть большая вероятность того, что победит РКК "Энергия", которая хорошо продвинулась в этом направлении. Тогда макет останется действующим. Но и в этом случае при более глубокой проработке проекта форма корабля может измениться. Но сегодня, до завершения конкурса, ничего более определенного сказать нельзя.
- Насколько будет востребован корабль после завершения его проектировки? Есть ли уже твердые заказы и планы по его использованию?
- Сейчас слишком рано это обсуждать. Для того чтобы совершить полет на "Клипере", должно пройти много лет. Сейчас до реального корабля еще далеко.
- Частный бизнес все чаще стал заявлять о планах вложения денег в космос. Насколько сейчас это перспективное направление, и на какую прибыль могут рассчитывать инвесторы?
- Вовлечение частного капитала в космическую отрасль будет происходить вне зависимости от того, хотим ли мы этого или нет. Я бы сказал, что этому не надо препятствовать, если государство финансово не обеспечивает развитие космической техники в нужном направлении и нужными темпами. И если есть бизнес, который может это сделать, это хорошо. Например, как бы мы ни относились к космическим туристам, но трое из них уже принесли по 20 млн долл. в космическую программу, и эти деньги были использованы для изготовления космических аппаратов.
- Что космическая индустрия может предложить частному инвестору?
- Проектов много, в первую очередь это пилотируемые полеты, так называемое космическое такси. Сдерживающими факторами являются стоимость полета и здоровье человека. Есть и другие формы привлечения. Те же самые линии космической связи, например системы связи в режиме электронной почты. Так, когда летает один спутник, который не может обеспечить длительное время двухстороннюю связь, то он может раз в сутки, проходя над какой-то территорией принять послание, а над другой территорией - передать его получателю. Подобная связь может дешево передавать большие массивы данных. Заинтересованность у российских нефтяных компаний может вызвать система мониторинга состояния трубопроводов с нефтью или газом. Из-за подвижек земной коры они часто прорываются. Обнаружением прорывов могут заниматься космические системы. Сейчас над подобным проектом работает "Газком", который пытается построить частную систему контроля газопроводов как магистральных, так и локальных. Есть и много не слишком серьезных предложений. Например, об организации получения из космоса специальных посылок, создания системы, которая позволила бы человеку получать доставленные из космоса грузы, скажем, в Антарктиду. Реализация этого проекта стопорится из-за цены и массовости данной услуги.
- В последнее время Ваш институт потряс скандал с арестом менеджерского состава дочерней компании "ЦНИИМАШ-Экспорт" и обвинение их в незаконной передаче секретных технологий китайской стороне. Скажите, что же там происходит?
- Это не наша дочерняя структура. В свое время мы действительно учредили ЗАО "ЦНИИМАШ-Экспорт", но сейчас эта компания является независимой. Она была учреждена молодыми людьми, которые достаточно успешно работали в области ракетно-космической техники. Благодаря их энергии через "ЦНИИМАШ-Экспорт" было заключено много контрактов по рекомендациям российско-китайской комиссии в области космоса. То, что сейчас началось, торпедирует работу по многим контрактам. Я не хотел бы много говорить о событиях вокруг ЗАО "ЦНИИМАШ-Экспорт", но это расследование идет более двух лет. Обвинения в нарушении правил передачи технологий не имеют оснований. Все делалось в соответствии с правилами экспортного контроля. Крупнейшие российские эксперты, профессионалы своего дела утверждают, что все это никак не может служить основанием для каких-либо преследований. Когда следователи убедились, что обвинения в передаче технологий сомнительны, стали раскручиваться финансовые дела компании. Сведениями о финансовой отчетности компании я не располагаю, так как она самостоятельная. В деле называются страшные цифры, причем говорится о "растрате средств". Как я понимаю, растрачиваться могут только государственные деньги, но там были и те, которые акционерное общество заработало в результате своей деятельности.
- Как Вы считаете, это кому-то выгодно?
- Если что-то происходит, то это кому-то нужно и выгодно. Наверное, кому-то хочется, чтобы наша оборонка и космическая промышленность прекратили свое существование. Подобное было в Санкт-Петербурге, когда началось банкротство предприятия, разрабатывающего материалы для ракет "Булава" и "Тополь-М". Причем обанкрочена эта организация была, скорее всего, из-за того, что располагалась в центре города в хороших зданиях. Сейчас довести предприятие до банкротства легко. Разработаны даже специальные технологии. Непонятно только, что могло им понадобиться в "ЦНИИМАШ-Экспорте". Этого не понимаю ни я, ни мои коллеги в научных кругах.
- Чего в ближайшее время следует ждать человечеству от развития систем связи в космосе. Какие отечественные проекты в этом направлении реализуются, что планируется сделать в ближайшее время?
- Мы давно готовились к тому, что будет налажена телефонная связь через космос, но для ее поддержания должны использоваться аппараты, летающие на низких орбитах. Ведь принимаемый сигнал с геостационарных орбит в сто раз слабее, чем с низких, так как он обратно пропорционален квадрату расстояния, которое составляет соответственно 36 000 и около 300 км. Поэтому надо снижать высоту орбиты спутников. Но в этом случае относительно наблюдателя они будут двигаться быстрее, а значит, чтобы покрыть Россию такой связью, понадобится несколько сот спутников. Это экономически нецелесообразно. Поэтому в этом направлении нет планов по развитию данной системы. Такая техника скорее нужна на тех территориях, где невозможно поставить достаточное количество наземных ретрансляционных станций и, кроме того, это важно для приполярных областей. В последнее время большой толчок к развитию получили наземные сети. Их ретрансляторы технически простые и дешевые. Но отечественные ученые все равно продолжают исследования в области космической мобильной связи.
- Когда, по Вашему мнению, человечество сможет летать в космос без особых затрат и ограничений для здоровья (примерно как сейчас в самолетах)?
- Я считаю, что лет сто еще пройдет. В январе я выступал на чтениях, посвященных пионерам космоса, и в своем докладе использовал материалы из американской книги, вышедшей по итогам симпозиума Американского аэронавтического общества "Космическое совершеннолетие в 2001 г.", который прошел в марте 1966 г. в США. В те далекие годы учеными приводилось множество прогнозов о развитии космической техники в начале XXI в., некоторые из них сбылись, а часть так и осталась нереализованной. Тогда ученые предвидели, что к 2001 г. будет работать программа полетов по Солнечной системе автоматических зондов со сроком активного существования 5-10 лет, это сбылось. В 1966 г. ученые предположили, что "многократное использование космических аппаратов в пилотируемых системах космического транспорта позволит снизить стоимость вывоза одного килограмма груза до 20 долл.". Этот прогноз отчасти сбылся, если иметь в виду создание и использование орбитального корабля "Спейс шаттл", но стоимость выведения оказалась на три порядка выше, чем это виделось сорок лет назад. "В 2001 г. давно ожидаемые успехи в области термоядерного синтеза станут реальностью. Начнется интенсивная разработка термоядерных ракет, а вопрос о межзвездных полетах станет насущным для активного изучения". Сегодняшние успехи в области термоядерного синтеза по-прежнему остаются давно ожидаемыми, а о межзвездных полетах всерьез говорить пока не приходится. Прошло 40 лет, а мы так же далеки от этой цели, как и раньше. Наша энергетика основана на химическом топливе, получении энергии из солнечного света и ядерной энергии.
- Насколько человечеству можно будет рассчитывать на альтернативные источники энергии, привозимые из космоса. Как вы относитесь к критике ИКИ РАН проекта "Гелий-3"?
- Многие годы и даже десятилетия ученые говорили, что ресурсы Луны могут быть использованы в интересах Земли. Этот лозунг был выдвинут давно, и сейчас он еще не забыт. Но до сих пор не было ни одного реального проекта или идеи, которые бы могли оправдать этот лозунг. В моем понимании, если будет реализован проект "Гелий-3", то он станет первым проектом, который реально принесет Земле пользу и на коммерческих условиях позволит снабжать планету электроэнергией. Вопрос в том, насколько этот проект реализуем, и где у него критическое звено, которое ответственно за реализацию. Ракетно-космическая часть данного проекта вполне реализуема даже на современном уровне развития ракетно-космической техники. Сейчас можно спроектировать транспортную систему, которая доставила бы все необходимое на поверхность Луны, создать луноходы, которые будут вести разработку и сбор лунного реголита. На Луне эти процессы могут происходить и без человека, так как можно разработать автоматический вариант разработки. Но организовать на Луне выделение гелия из реголита, его разделение и выделение изотопа гелия-3 вне Земли будет делом более технически сложным. Самая сложная часть - создание реактора, в котором будет проходить термоядерная реакция с выделением энергии. Эта реакция будет происходить без выделения вредных для человеческого организма высокоэнергетических заряженных частиц, поэтому термоядерный реактор будет безопасным. Цикл превращения с использованием гелия-3 является сложным. Сейчас более простой международный проект ИТЕРА реализуется, но даже здесь нет полной уверенности в его успехе. По тем графикам, которые рисуют энтузиасты, мы все ближе подходим к реализации управляемого термоядерного синтеза. Но до сих пор непонятно, когда же это случится. Во всяком случае не сегодня и не в ближайшие годы. В этом плане критика справедливая, проект "Гелий-3" продлится не меньше нескольких десятилетий.
- У РКК "Энергия" имеется проект межпланетного корабля, который может послужить основой для Марсианской пилотируемой орбитальной станции. Полетят ли люди на соседние планеты, или это все еще фантастика?
- Сейчас ближний космос широко используется для повышения качества жизни на Земле. Связь, метеопрогноз, прогноз цунами, землетрясений - все это уже сейчас делается из космоса. Что касается дальнего космоса, здесь основной задачей являются фундаментальные научные исследования. Ознакомление с тем, что происходит на других планетах, необходимо прежде всего для того, чтобы понять законы природы и ответить на вопросы о том, как создавалась Солнечная система. За последние 20-30 лет мы много узнали о Венере. Пока до нее не долетели первые советские аппараты, считалось, что на ней давление не более 10 атмосфер, температура - не выше 100 градусов. Автоматические межпланетные станции серии "Венера" показали, что давление на поверхности планеты 90 атмосфер, температура - 570 градусов. То есть условия, недружелюбные к живым существам. Наличие магнитных полей заранее предсказать было трудно. Оказалось, что разные планеты имеют разные магнитные поля, что наводит на мысль о процессах и механизмах, по которым пойдет развитие планет Солнечной системы. Конечно, дешевле и проще организовать непилотируемую экспедицию на Марс, но, с другой стороны, нет предела пытливому уму человека - человечество полетит на эту планету, и найдется много желающих это сделать.
- Чего не хватает сейчас отечественной космической промышленности? Сегодня средняя заработная плата специалиста составляет около 200 долл. Не испытывает ли отрасль кадровый голод?
- Действительно у нас средняя заработная плата 7 тыс. руб. в месяц. Но при этом налицо дифференциация заработков. Специалисты, которые находятся на ответственных и хорошо финансируемых направлениях, получают гораздо больше, чем специалисты, просто проводящие свое время на работе. Последние - это некоторые сотрудники пенсионного возраста, живущие в Королеве. Они согласны ходить на работу и получать свои небольшие деньги, пользоваться услугами нашей медсанчасти, которая оборудована намного лучше, чем районная. Но я, как руководитель, заинтересован в том, чтобы избавляться от такого балласта. Ведь общепризнанно, что 20% сотрудников делает 80% работы. Я спрашивал у своих американских коллег, что они делают с такими сотрудниками. Они отвечают: "Мы их увольняем". Тогда я спрашиваю: "И что, баланс нарушается?". Ответ: "Нет, он восстанавливается". Всегда есть лидеры, которые делают основную работу. При этом есть реальный кадровый голод на самые востребованные специальности: специалистов по компьютерной технике и др. Сейчас огромными усилиями мы довели прием молодежи на работу до 50-60 человек в год. Еще несколько лет назад к нам приходило не больше 10 человек. Все дело в заработной плате. Мы не можем молодому специалисту, исходя из его перспективности, платить заметно больше, чем специалисту, который работает рядом и учит этого сотрудника. Это неправильно в социальном смысле. Поэтому мы используем систему грантов. Выделяем серьезные средства на поддержание молодых специалистов, объявивших о направлении своей работы и показавших, что они собираются делать. Величина этого гранта в несколько раз может превышать заработную плату. В расчете на одного сотрудника (помимо заработной платы) она может составлять до 15 тыс. руб. в месяц.