ОНИ СТАЛИ МИЛЛИОНЕРАМИ
29.04.2014
Источник: МК,
Наталья Веденеева
Молодые ученые, лауреаты премии Президента РФ, рассказали, чем заслужили такую честь
В нашей стране среди разных наук большим уважением пользуются те, что связаны с космосом или в крайнем случае с авиацией. Случайно ли, что из 300 претендентов Президент РФ Дмитрий Медведев премировал недавно астрофизика, изучающего тайны Вселенной, разработчиков космического аппарата для поиска воды на Луне и сразу трех физиков, создавших новый композит для гиперзвуковых летательных аппаратов... Единственным молодым ученым, не относящимся к космосу напрямую, стал популяризатор математики.
“РД” связался с молодыми гениями и их руководителями, и они рассказали нашим читателям о самом интересном в науке.
Максим Мокроусов и его коллега по Институту космических исследований РАН Антон Санин получили 2,5 миллиона рублей за разработку космического нейтронного детектора LEND, который уже нашел на Луне самые водные места.
— Максим, что было самое интересное в работе?
— Осознание того, что этим не занимается больше никто в мире. Мы были первые. Идея создания телескопа принадлежала нашему руководителю Игорю Митрофанову, мы же отвечали за технические стороны: разработку электроники, механическую конструкцию аппарата.
— В чем заключается принцип его работы?
— В том, чтобы на маленьком кусочке Луны “увидеть” нейтронную составляющую. Там, где он замечал малое количество нейтронов, оказалось много воды. По нашим данным, планетологи уже отметили на естественном спутнике 4—5 водных мест, где рекомендуется совершать посадку нашим луноходам.
— И где же это?
— В основном в районе Южного полюса Луны. Вы, конечно, понимаете, что вода там находится не в том состоянии, как на Земле, а в виде гидратов, то есть пород, имеющих в составе воду, или песка с примесью льдинок.
— Над чем вы работаете сейчас?
— Скоро мы отправим аналог нашего прибора на Марс. Им оснастят американский марсоход MSL. Таким образом, воду он будет “видеть” не с орбиты, а прямо под “ногами” этой марсианской лаборатории.
Справка МК
Кстати
Согласно теории, которой недавно придерживались астрофизики, наша Вселенная, расширившись до определенных размеров после Большого взрыва, притормаживает, чтобы в будущем начать обратное движение — на сжатие обратно в одну точку. Однако все вышло наоборот. Вселенная преподнесла сюрприз, начав расширяться с еще большим ускорением, чем раньше. И виновной в этом уже признали некую таинственную темную энергию.
Другой лауреат — физик-теоретик из Института ядерных исследований РАН 36-летний Дмитрий Горбунов — изучает явления, которые находятся на стыке космологии и физики элементарных частиц. Это новое и очень прогрессивное направление в науке. “Не так давно ученые поняли, что знакомы не со всеми частицами, которые имеются в нашей Вселенной, — пояснил нам его коллега, член-корреспондент РАН Игорь Ткачев. — Мы имеем представление о видимом веществе, о тех частицах, которые появляются в ускорителях при столкновениях протонов... Однако мы почти ничего не знаем о темной материи. О том, что она имеется во Вселенной, свидетельствует огромная сила притяжения снаружи и внутри галактик, однако мы не можем никак эту материю зафиксировать. Вот работа Горбунова и направлена на ее поиск в Большом адронном коллайдере”.
Представьте себе ракету, у которой при взлете куском метеорита повредило обшивку, — того и гляди шлепнется обратно на Землю. Еще каких-нибудь года два-три назад любой ученый ответил бы, что никаких шансов избежать катастрофических последствий после встречи с таким метеором у ракеты нет. Сегодня же ситуация изменилась. Специалисты придумали материал, который может сам залечивать свои “раны”. Вот за такой материал и получила премию Президента РФ другая группа ученых. Это Денис Гращенков (замгендиректора Всероссийского НИИ авиационных материалов), Наталья Уварова (начальник сектора ВИАМ) и Елизавета Симоненко (Московская госакадемия тонкой химической технологии им. Ломоносова). Их детище называется “высокотемпературный керамический композит нового поколения”. Этот материал выдерживает до +1500 градусов по Цельсию, способен сам залечивать микродефекты и благодаря всему этому очень пригодится при создании гиперзвуковых самолетов и газотурбинных установок.
Справка МК
ЭТО ИНТЕРЕСНО
На днях американский исследователь Джозеф Скиппер обнаружил на снимках, присланных с марсианского зонда “Марс-Экспресс”, “лик дьявола”. Изображение было обнаружено в районе под названием Melas Chasma. Впрочем, ученые отрицают всякие намеки на его рукотворность.
Что же касается столичного ученого Николая Андреева из Математического института им. Стеклова РАН, он прославился тем, что сделал интересными и понятными каждому школьнику сложные формулы, теоремы и графики. В свои 36 он уже слывет в научных кругах мастером популяризации математики. Он и лектор, и издатель коллекции мультимедийных “Математических этюдов”. “Это настолько увлекательный материал, который может быть понятен и простому школьнику, и его учителю, и просто обывателю, — порекомендовал всем перед церемонией награждения президент Российской академии наук Юрий Осипов. — Все, наверное, помнят “Занимательную физику” Перельмана, которая привлекла в свое время к науке множество юных голов. Так вот это нечто похожее, только касается математики”.
— Те задачи, которые я решал, посвящая себя науке, проще объяснять “непосвященным”, если используешь компьютерную графику. Реакция школьников на мультимедийных семинарах всегда восторженная. Зачастую после лекций ребята просят еще что-нибудь показать, — говорит Андреев.
Еще бы, ведь с помощью компьютерной графики легче всего показать, почему катится тележка с некруглыми колесами или как просверлить квадратное отверстие. В фильмах Андреева проиллюстрированы пять десятков математических теорем и формул.
— Если благодаря нашим фильмам хотя бы несколько человек увлекутся математикой, то это уже станет шагом вперед. Мы хотим донести, что эта наука может помочь много чего добиться в жизни, — отметил ученый.
В ближайшее время он намерен ударить автопробегом по математической безграмотности в глубинке. Проще говоря, проехаться по провинциальным школам с циклом лекций.