Академический заказ
22.09.2006
Источник: Коммерсантъ
ЯНУШ ДАНИЛЕВИЧ академик РАН АНАТОЛИЙ КОВАЛЕНКО профессор
Коммерциализация не решает проблем фундаментальной науки
Снижение объема научных исследований по причине прекращения централизованного финансирования или "коммерческого" реформирования (минимум "самоокупаемости" с отвлекающими от фундаментальной науки заботами об источниках финансирования, распоряжении недвижимостью, землей, коммунальными услугами и прочее) приводит не к тем результатам, на которые рассчитывают инициаторы подобного мероприятия. Вместо экономии образуются невосполненные потери и убытки.
Как свидетельствует исторический опыт, длительная приостановка научной деятельности, например в Германии после ее поражения во второй мировой войне, требует больших последующих затрат в течение многих лет на восстановление научного потенциала (по оценкам многих ученых, в Германии это восстановление до сих пор не завершено). Прогнозное моделирование макроэкономического развития России, проведенное Институтом прикладной математики РАН для экспертизы возможных результатов реализации пожеланий Международного банка реконструкции и развития при использовании его кредитов, показывает существенную взаимосвязь изменения ресурсов страны, объема производства (валового внутреннего продукта) и научно-технического потенциала, в которой ключевую роль играет время запаздывания финансирования науки и восприимчивость экономики к инновациям. По этим данным, уже в течение ближайших десяти–пятнадцати лет следовало бы ожидать значительного снижения объема производства, выполняемого по собственным разработкам, и выхода страны на устойчивый низкопродуктивный режим банановой республики.
Реализация подобной политики формирует представление о ненужности науки в обществе и о собственной неполноценности у научных сотрудников. В результате немногочисленная молодежь, работающая в науке, отдает предпочтение коммерчески выгодным сиюминутным проектам, начинает воспринимать науку как нечто временное, необходимое для отсрочки от армии и получения ученой степени, после чего можно будет найти приличное место в частном бизнесе или госсекторе.
Безусловно, начавшаяся по инициативе Минобрнауки работа по превращению части вузов в исследовательские весьма полезна для создания конкурентной научной среды в связи с большими возможностями привлечения талантливой молодежи. Однако полное совмещение научной и преподавательской деятельности может привести к обратному эффекту. Об этом свидетельствует как собственный исторический опыт Российской академии наук, которая изначально задумывалась в единой "композиции" с академическим университетом и академической гимназией, но, преуспев в науке, не преуспела в "обучении юношества", так и те острые проблемы, с которыми сталкиваются университеты в малых промышленно развитых странах Европы при сочетании функций обучения и фундаментальных научных изысканий.
Увеличение численности студентов и необходимость повышения качественного уровня подготовки специалистов затрудняет интенсификацию научно-исследовательских работ, как и ограниченность финансовых ресурсов университетов, получаемых из госбюджета. Они значительно уступают по абсолютным масштабам крупным государствам, хотя по доле затрат на научные исследования в ВВП в расчете на душу населения большинство из них находится на том же уровне. Но даже в США, крупнейшей по объему финансирования науки стране, выделение исследований как особой функции высшей школы привело к формированию сравнительно небольшой группы около сотни так называемых исследовательских университетов из более 3 тыс. всех высших учебных заведений страны.