http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=dbdd9d4d-eaf8-4cc2-bf28-d29dca180747&print=1© 2024 Российская академия наук
ЯНУШ ДАНИЛЕВИЧ академик РАН АНАТОЛИЙ КОВАЛЕНКО профессор
Коммерциализация не решает проблем фундаментальной науки
Снижение объема научных исследований по причине прекращения централизованного финансирования или "коммерческого" реформирования (минимум "самоокупаемости" с отвлекающими от фундаментальной науки заботами об источниках финансирования, распоряжении недвижимостью, землей, коммунальными услугами и прочее) приводит не к тем результатам, на которые рассчитывают инициаторы подобного мероприятия. Вместо экономии образуются невосполненные потери и убытки.
Как свидетельствует исторический опыт, длительная приостановка научной деятельности, например в Германии после ее поражения во второй мировой войне, требует больших последующих затрат в течение многих лет на восстановление научного потенциала (по оценкам многих ученых, в Германии это восстановление до сих пор не завершено). Прогнозное моделирование макроэкономического развития России, проведенное Институтом прикладной математики РАН для экспертизы возможных результатов реализации пожеланий Международного банка реконструкции и развития при использовании его кредитов, показывает существенную взаимосвязь изменения ресурсов страны, объема производства (валового внутреннего продукта) и научно-технического потенциала, в которой ключевую роль играет время запаздывания финансирования науки и восприимчивость экономики к инновациям. По этим данным, уже в течение ближайших десяти–пятнадцати лет следовало бы ожидать значительного снижения объема производства, выполняемого по собственным разработкам, и выхода страны на устойчивый низкопродуктивный режим банановой республики.
Реализация подобной политики формирует представление о ненужности науки в обществе и о собственной неполноценности у научных сотрудников. В результате немногочисленная молодежь, работающая в науке, отдает предпочтение коммерчески выгодным сиюминутным проектам, начинает воспринимать науку как нечто временное, необходимое для отсрочки от армии и получения ученой степени, после чего можно будет найти приличное место в частном бизнесе или госсекторе.
Безусловно, начавшаяся по инициативе Минобрнауки работа по превращению части вузов в исследовательские весьма полезна для создания конкурентной научной среды в связи с большими возможностями привлечения талантливой молодежи. Однако полное совмещение научной и преподавательской деятельности может привести к обратному эффекту. Об этом свидетельствует как собственный исторический опыт Российской академии наук, которая изначально задумывалась в единой "композиции" с академическим университетом и академической гимназией, но, преуспев в науке, не преуспела в "обучении юношества", так и те острые проблемы, с которыми сталкиваются университеты в малых промышленно развитых странах Европы при сочетании функций обучения и фундаментальных научных изысканий.
Увеличение численности студентов и необходимость повышения качественного уровня подготовки специалистов затрудняет интенсификацию научно-исследовательских работ, как и ограниченность финансовых ресурсов университетов, получаемых из госбюджета. Они значительно уступают по абсолютным масштабам крупным государствам, хотя по доле затрат на научные исследования в ВВП в расчете на душу населения большинство из них находится на том же уровне. Но даже в США, крупнейшей по объему финансирования науки стране, выделение исследований как особой функции высшей школы привело к формированию сравнительно небольшой группы около сотни так называемых исследовательских университетов из более 3 тыс. всех высших учебных заведений страны.