ПРОРЫВ РОССИЙСКОЙ НАУКИ ОБЕСПЕЧАТ МОЛОДЫЕ КАДРЫ
17.05.2018
Источник: ВЗГЛЯД ДЕЛОВАЯ ГАЗЕТА,
Никита Коваленко
«Задача технологического прорыва может быть решена только лишь при концентрации усилий. Наука и технологическое развитие движутся молодыми людьми», – заявил газете ВЗГЛЯД вице-президент РАН Алексей Хохлов по поводу президентского «суперуказа», в котором перед учеными ставится задача совершить гигантский скачок в сфере развития новых технологий.
ПРОРЫВ РОССИЙСКОЙ НАУКИ ОБЕСПЕЧАТ МОЛОДЫЕ КАДРЫ
Президент Владимир Путин решил проблему, долгое время раздражавшую российских академиков. Накануне, определяя структуру нового правительства, он упразднил ФАНО (Федеральное агентство научных организаций) – ведомство, которое управляло имуществом и финансами научных институтов.
В 2013 году прежний глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов инициировал реформу Российской академии наук, в ходе которой институты и были переданы под управление ФАНО. Чиновники-финансисты из ФАНО пытаются влиять на научные исследования, жаловались с тех пор в научном сообществе.
«Строго говоря, план работы моей лаборатории утверждает лично глава ФАНО! Может, он хороший финансист, но почему я должен согласовывать работу с человеком, который не разбирается в физике?» – возмущалсячлен президиума Уральского отделения РАН физик Михаил Садовский, один из ста ученых, обращавшихся к президенту с просьбой вернуть ФАНО под «присмотр» Академии наук.
«Ученые вынуждены все больше времени тратить на бессмысленную отчетность и борьбу со странными административными инициативами», – сетовал членкор РАН историк Аскольд Иванчик. Не исключено, что ликвидация ФАНО призвана дать фундаментальной науке больше самостоятельности.
Кроме того, президент поддержал идею премьера Дмитрия Медведева – разделить Минобрнауки на два ведомства: Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования. Теперь вузы наряду с НИИ должны стать полноценными центрами фундаментальных исследований и инноваций. С другой стороны, Минпросвещения сосредоточится на среднем, в том числе среднем профессиональном образовании.
В своем «суперуказе» от 7 мая Путин уделил особое внимание развитию науки. В частности, поручено разработать национальный проект «Наука». Россия должна войти в пятерку ведущих стран по научным исследованиям и приоритетам научно-технологического развития.
О том, чего ждать от обновления профильных министерств и объявления амбициозных задач, в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал вице-президент РАН Алексей Хохлов.
ВЗГЛЯД: Алексей Ремович, после упразднения ФАНО ученым работать станет проще?
Алексей Хохлов: Вхождение ФАНО в новое Министерство науки упростит координацию. Не надо будет обращаться в правительство по каждому вопросу. Сейчас мы в РАН проводим определенные оценки в планах научно-исследовательских работ, которые делают академические институты. Создан регламент, который был подписан руководителем ФАНО и президентом РАН. Но этот регламент еще нужно утверждать в правительстве, это дополнительный межведомственный барьер. Поэтому если все это будет в рамках одного министерства, то организационные моменты будет решать гораздо проще.
ВЗГЛЯД: То есть это решение положительно скажется на работе РАН?
А.Х.: То, о чем я сейчас говорю, – это ФАНО и вузы. Они будут сосредоточены в министерство. Академия наук – это совсем другое, это вневедомственная структура, для нее отводится функция экспертизы, прогнозирования. Академия наук по закону останется подчиненной правительству. С этой точки зрения мы все равно будем согласовывать в правительстве все регламенты, только теперь не с ФАНО, а с министерством.
Мы раньше взаимодействовали с Министерством образования и науки и с другими министерствами. Мы вневедомственные. Мы по-прежнему будем взаимодействовать со всеми ведомствами, в состав которых входят научные институты. Пока неясно, вся ли наука будет структурирована в министерство или отраслевая наука будет по отраслевым министерствам.
ВЗГЛЯД: А как вы оцениваете решение разделить Минобрнауки на два – просвещения и высшего образования и науки?
А.Х.: В целом я оцениваю положительно, это соответствует указу президента от 7 мая, в котором перед наукой и высшей школой ставятся очень амбициозные задачи. В частности, создать 15 научно-образовательных центров с привлечением инновационных предприятий для технологического прорыва.
Ясно, что это проще всего сделать тогда, когда и научные институты, и вузы, и инновационные предприятия находятся в рамках одного министерства. Поэтому это решение разумное и правильное – объединить эти три компоненты. Я хотел бы подчеркнуть, что не две, а три: наука, высшая школа и инновационные предприятия.
А у Министерства просвещения будут более специальные функции, связанные не только со школами, но и с яслями, детскими садами и другими учреждениями. Все это действительно необходимо объединить в рамках другого министерства.
ВЗГЛЯД: Ректор РУДН, бывший министр образования Владимир Филиппов сетовал, что в едином Минобрнауки мало внимания уделялось проблемам школ. Если это так, теперь ситуация изменится?
А.Х.: Да, если будет Министерство просвещения, в основном сосредоточенное на школах.
ВЗГЛЯД: А как именно создание новых министерств способствует выполнению «суперуказа» Путина?
А.Х.: Фактически ставится задача технологического прорыва, и она может быть решена только лишь при концентрации усилий на этом направлении.
Наука должна питаться молодыми кадрами. Молодые кадры идут из высшей школы. Потому объединение в рамках одного министерства науки и высшей школы видится логичным.
Что касается обучения в высшей школе, то оно должно происходить в рамках такой классической вещи, как Гумбольдтская парадигма, – когда обучение идет через научную работу на старших курсах, и, конечно, с этой точки зрения интеграция науки и высшей школы очень важна.
Например, 20 лет назад была введена очень удачная, на мой взгляд, программа «Интеграция». Речь шла о научно-образовательных центрах, которые, с одной стороны, создают академические институты, а с другой стороны – вузы. И расширяются возможности академических институтов для обучения студентов старших курсов и аспирантов.
Сейчас фактически речь идет об «Интеграции+», когда к науке и высшей школе подключаются инновационные предприятия, выпускающие конечную продукцию. Вот если бы такую программу удалось запустить – это был бы мощный шаг вперед. Наука и технологическое развитие движутся молодыми людьми, которые готовятся в высших учебных заведениях.