КРИЗИС ОБЯЗЫВАЕТ. ВУЗЫ СТАРАЮТСЯ УДЕРЖАТЬ КУРС НА ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
19.06.2015
Источник: Поиск,
Возовикова Татьяна
О III Международном форуме вузов “Глобальная конкурентоспособность”
Как в условиях экономической нестабильности отечественным университетам оставаться на пути к повышению конкурентоспособности, какие проблемы поставил перед ними кризис и можно ли просчитать, какие кадры понадобятся стране в среднесрочной перспективе? Эти и ряд других вопросов стали предметом обсуждения участников III Международного форума вузов “Глобальная конкурентоспособность”, состоявшегося в Москве в первой декаде июня. Руководители ведущих учреждений высшего образования дали оценку изменениям, произошедшим в их работе за последний год, и поделились опытом активизации вузовского потенциала.
Спрос на прогноз
Отсутствие налаженной системы прогнозирования вектора потребности в кадрах создает сложности для планирования деятельности вузов и неизбежно ведет к периодическому наступлению “кадрового голода” в разных отраслях экономики. Проблема очевидна, однако, как выяснилось, руководителям университетов не всегда одинаково видятся способы ее преодоления. По мнению ректора МГУ Виктора Садовничего, организация мониторинга и прогнозирования в этой сфере требует как усилий государства в лице таких министерств, как Минфин, Минэкономразвития, Минобрнауки и др., так и подключения к данному процессу самих вузов. В то же время ориентиры, по словам Виктора Садовничего, очевидны: это приоритетные направления экономики и науки.
Ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Правительстве РФ (РАНХиГС) Владимир Мау не видит реальной возможности для прогнозирования рынка труда на переходе в постиндустриальную эпоху. “Специальности и профили меняются очень быстро, поэтому нужно готовить универсальных специалистов, способных менять траектории своего профессионального развития”, - считает он. Реальный спрос на профессии - это предпочтения тех, кто выбирает профиль образования согласно собственным интересам, а не ориентируясь на некие, как сказал ректор, “искусственно придуманные приоритеты”. Он также считает, что трудоустройство выпускников по специальности не следует считать объективным критерием оценки работы вуза. Справедливее было бы оценивать объем налогов, заплаченных молодыми специалистами за пять лет работы после окончания того или иного университета. “Мы здесь все не совсем по специальности”, - подметил ректор РАНХиГС.
Многоуровневая система образования дает свободу получать компетенции, которые необходимы для адаптации в разных жизненных ситуациях, уверен ректор Национального исследовательского ядерного университета “МИФИ” (НИЯУ “МИФИ”) Михаил Стриханов. “После окончания технологического бакалавриата, а затем экономической магистратуры специалист может стать хорошим членом команды, детально знающим производство и умеющим просчитать различные схемы его оптимизации. Любая новая разработка вслед за технологической оценкой требует обсуждения на предмет ее глобальной конкурентоспособности, затем необходимо обеспечить электронный формат изделия, его продажную форму и т.д. Поэтому в любом сильном технологическом университете направления подготовки соответствующих специалистов должны быть представлены, и не надо состязаться с гуманитарными университетами”, - сказал Михаил Стриханов.
В подтверждение его слов Владимир Мау заметил, что лучшие экономисты, выходящие из стен РАНХиГС, - выпускники совместной программы академии и Физтеха. В том, что любой экономист, приходящий на производство, должен обязательно освоить технические и технологические особенности предприятия, с ними согласился и ректор Российского экономического университета им. Г.В.Плеханова Виктор Гришин (РЭУ им. Г.В.Плеханова). Его выступление открыло разговор на очередную тему форума - повышение конкурентоспособности вузов в условиях объединения.
Издержки и преимущества
Недавнее присоединение к РЭУ им. Г.В.Плеханова Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ) с целью создания экономического исследовательского вуза, по словам Виктора Гришина, потребовало изменения подходов и принципов управления. Процесс не обходится без финансовых затрат, и, кроме того, объединившись с учреждением, имевшим более низкие показатели, университет заметно опустился по шкале сразу в нескольких рейтингах. Однако ректор РЭУ им. Г.В.Плеханова не сомневается, что объединение приносит не одни лишь издержки: “Важны синергетический подход, поддержка лучших программ - в МЭСИ серьезно занимались информационными технологиями. Надеюсь, уже через год мы получим положительные результаты общей работы”.
О том, насколько успешно удалось осуществить объединение университетов, должны в итоге судить профессиональное сообщество, студенты и бизнес. Об этом на форуме говорила ректор Национального исследовательского технологического университета “МИСиС” (НИТУ “МИСиС”) Алевтина Черникова. Она рассказала, что после объединения в 2014 году НИТУ “МИСиС” с Московским государственным горным университетом был создан общественный экспертный совет по развитию горного направления с участием видных ученых, профессионалов и представителей отрасли. “На вызовы времени надо отвечать слаженной, комплексной работой и в образовательной, и в научно-исследовательской деятельности, - заявила ректор. - Обязательно должна развиваться компонента внеучебной деятельности, поскольку профессиональное сообщество сегодня предъявляет к нашим выпускникам требования, касающиеся не только компетенций, но и личностного развития. Все это возможно, хотя и непросто реализовать в условиях объединения”.
Девальвация рубля, ухудшение международной обстановки в 2014-2015 годах - эти обстоятельства внесли свои негативные поправки в планы развития российских университетов, борющихся за достойное положение в мировом образовательном сообществе. Так, в Уральском федеральном университете им. первого Президента России Б.Н.Ельцина (УрФУ) столкнулись с трудностями при закупке современного оборудования, ухудшилось сотрудничество с некоторыми зарубежными университетами. Констатируя это в своем выступлении, ректор УрФУ Виктор Кокшаров в то же время заметил, что кризис открыл для вуза и новые возможности. Например, активизируется взаимодействие с университетами других регионов, в том числе стран БРИКС, вузы которых объединяют свои возможности в рамках создаваемых Лиги университетов и Сетевого университета. “В связи с ослаблением рубля наша финансовая привлекательность повысилась, чувствуем рост интереса со стороны Китая, Малайзии. Отмечу, что там немало желающих учиться у нас не только по квотам, но и за плату”, - добавил ректор. Он также сообщил, что вырос интерес к совместным научным исследованиям у вузов Южной Европы, где из-за кризиса пришлось свернуть немало научных программ: “К нам едут и на постдоковские позиции, и на руководящую работу в лабораториях во многом благодаря тому, что в последние годы ведущие университеты серьезно оснастились передовым оборудованием и здесь есть что предложить зарубежным ученым в плане исследований”.
Обсудили на форуме и возможность использовать в интересах университетов такие особенности кризисной ситуации, как спрос на импортозамещение и растущую потребность в специалистах на производствах, активно включающихся в данный процесс. Выяснилось, что есть вузы, не упускающие представившийся шанс внедрить свои разработки на крупных предприятиях. Как сообщил ректор Томского политехнического университета (ТПУ) Петр Чубик, заказ на созданные специалистами ТПУ дефектоскопы, позволяющие контролировать качество сварных швов газопроводов, уже размещен для тиражирования на Томском электромеханическом заводе и будет использоваться в проекте “Сила Сибири”. Кроме того, в университете разработали уникальную технологию производства стратегического металла - бериллия. Заметно вырос, по сравнению с предыдущими годами, объем заказов от предприятий, а по экспортному потенциалу ТПУ опережает все вузы страны. Чтобы нарастить ресурсы ее научно-образовательного комплекса, необходимо, по словам Петра Чубика, “разумное объединение с научными организациями Федерального агентства научных организаций России”. “Это позволило бы и новые технологии создавать, и через фундаментальные исследования иметь задел для разработки следующих, а также готовить под них новые кадры”, - считает ректор.
Сверили мнения
Организаторы форума включили в его программу интерактивный опрос представителей университетов на тему “Повышение конкурентоспособности вузов”. Его результаты показали следующее. Сегодня наибольшую озабоченность у большинства опрошенных вызывает сокращение бюджетного финансирования и штата ППС, несколько меньшую часть беспокоит сокращение заказа на подготовку кадров для бизнеса и НИОКР. Основным эффектом реализации Проекта 5-100 для отечественной высшей школы примерно половина участников опроса назвала повышение ее конкурентоспособности. По мнению же другой половины, усиление университетов, включенных в программу, неизбежно ведет к деградации тех, кто в проекте не участвует. Почти единодушными оказались представители вузов, отмечая, что сотрудничество университетов со школами в последний год активизировалось. А вот на вопрос об изменении качества подготовки абитуриентов в той или иной предметной области были выбраны разнообразные варианты ответов - от “улучшилось” до “заметно ухудшилось”. В меньшинстве (4%) оказались те, кто видит явные улучшения этого показателя. В целом едиными были участники опроса в том, что за минувший год в вузах не произошло заметного ухудшения качества преподавания, существенного ослабления международной интеграции и связей с работодателями, сокращения сферы прикладных исследований. Самым значимым результатом, достигнутым в этот период, большинство признало повышение публикационной активности и цитирования.