http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=dd57c5bf-5e3b-4bc6-89fc-fb625f9ba602&print=1© 2024 Российская академия наук
На рассмотрение правительства ассоциацией «Глобальные университеты» переданы предложения по участию вузов в мировых рейтингах. Университетам хочется, чтобы на родине их ценили по успехам в предметных рейтингах, а не в институциональных. Тем самым будет учтена специфика нашей системы высшего образования, заточенной под «узкие специальности».
И уже сформировано новое предложение – о прекращении заочного набора на программы бакалаврита по самым «ажиотажным» направлениям.
А вообще, как заявил на заседании замминистра образования и науки РФ Александр Повалко, в ближайшее время развитие высшей школы будут определять три направления – новые федеральные государственные стандарты, проект «Новая инженерная школа», проект «Новая модель аспирантуры».
Зачем нужны новые федеральные госстандарты, объяснил присутствующим на собрании ректор Высшей школы экономики (НИУ) Ярослав Кузьминов. По его словам, срок жизни технологий сегодня сократился чуть ли не до пяти лет. Поэтому готовить человека по жестко увязанным со стандартом технологиям – дело почти бессмысленное. Требования же к системе высшего образования возросли, и людям нужна теперь еще гарантия трудоустройства и профессионального роста. Новые стандарты, работа над которыми будет продолжаться, призваны расширить права вузов и абитуриентов.
Под «Новым инженерным образованием» подразумевается модель, максимально ориентированная на практику. Это, в свою очередь, вызовет изменение в магистратуре. Ядром магистратуры, по замыслам, станет реальный инженерный проект, с заказчиком (индустриальным партнером) и с выходом инженерного продукта на рынок в течение пяти–десяти лет. Руководитель инженерной магистратуры должен возглавлять НИОКР.
Что же касается новой модели аспирантуры, то необходимость ее разработки связана с изменениями последних лет. Закон «Об образовании в РФ» 2013 года вывел аспирантуру из системы послевузовского образования. Аспирантура сегодня считается третьим уровнем национальной системы образования, дополняя бакалавриат и магистратуру. Судя по всему, она все более стремится к западным образцам (степень PhD). Новая модель уже апробируется в некоторых вузах. И после подведения промежуточных итогов станет доступной для всех. В чем главное изменение? Прежде всего в самом подходе. Ранее модель фиксировала результат: сдача экзаменов, написание диссертации, опубликование статей и т.д. При этом мало внимания уделялось промежуточным этапам работы. За рубежом же модель скорее обучает. Там процесс важен не менее чем результат. Поэтому на западе не просто «публикация», а «публичная дискуссия с коллегами». Чтобы это случилось у нас, нужна мобильность аспирантов, аспирантура полного дня, приличная стипендия, возможность зарубежных командировок, работа над проектом еще со студенческой скамьи и т.д. Таков ход мыслей защитников новой аспирантуры.
Напомним еще, что, согласно новым правилам, более половины времени обучения в аспирантуре отводится образовательной составляющей. Окончание аспирантуры без представления и защиты диссертационной работы обеспечивает присвоение статуса «преподавателя-исследователя». Если же освоение аспирантской программы заканчивается успешной защитой научно-квалификационной работы, выпускнику присваиваются ученая степень кандидата наук по соответствующей специальности и статус «исследователь-преподаватель».
И остается добавить, что после того как были приняты эти изменения, в адрес министерства звучали обвинения, что новый закон «развел образование и науку в разные стороны». Для Российской академии наук, заявляли академики, принципиально важно, чтобы аспирантура оставалась ступенью научной карьеры.
Это опасение академиков и попытаются развеять созданием новой модели аспирантуры.