http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=de549c67-c193-4c17-ac7f-8bf7c50c732d&print=1© 2024 Российская академия наук
Минувший месяц в научно-образовательной жизни России запомнился отечественным и зарубежным ученым серией международных конференций, на которых рассматривались ключевые проблемы развития экономики и промышленности. Особое внимание уделялось вопросам обеспечения безопасности энергетического сектора, отраслевой инновационной и инвестиционной активности, а также формирования оптимальных условий для реализации проектов.
Недавно ОАО «НК «Роснефть» и Русское географическое общество в исследовательском центре крупнейшей отечественной нефтяной компании организовали и провели круглый стол (в формате конференции) на тему «Научное освоение Арктики». Открывая заседание, специальный представитель России по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктиде, российский ученый-океанолог, член-корреспондент РАН, Герой Советского Союза и Герой России, депутат ГД ФС РФ, Президент Межрегиональной Ассоциации полярников, член Совета директоров ОАО «НК «Роснефть» А.Н.Чилингаров отметил важность сотрудничества научных предприятий и общественных организаций, органов государственной власти и коммерческих структур. Артур Николаевич подчеркнул необходимость их взаимодействия для проведения широкого спектра научно-исследовательских работ по Комплексному изучению Арктического шельфа России. Значимость реализации специальной научной Междисциплинарной программы обусловлена особым режимом ведения хозяйственной деятельности в регионе с учетом четких экологических правил, принципов и норм, соответствующих международному законодательству.
Выступление заведующего Лабораторией комплексного геолого-геофизического изучения и освоения нефтегазовых ресурсов континентального шельфа Института проблем нефти и газа РАН, профессора Российского университета нефти и газа им. И.М.Губкина член-корреспондента РАН В.И.Богоявленского было посвящено экологическим проблем арктического шельфа и вопросам необходимости обеспечения уровня соответствующего информационной открытости при совместной реализации инвестиционных проектов. В частности, Василий Игоревич упомянул условия, на которых часто российским нефтегазовым предприятиям и научно-исследовательским организациям приходится публиковать результаты изучения шельфовых месторождений (например, российских) в международных научных журналах, для получения соответствующего индекса цитирования и высокого импакт-фактора. Все бы ничего, но аналогичные исследования зарубежных ученых нередко опубликованы в закрытых научных отчетах, имеющих гриф допуска! Получается, Россия открыто декларирует результаты научных разработок и добросовестно сообщает мировому научному сообществу о достигнутых результатах в интеллектуальной сфере (согласно договоренностям), в то время как со стороны иностранных коллег этого не наблюдается. Зарубежные предприятия скрупулезно собирают и систематизируют данные, не давая доступа к своим шельфовым отчетам, но при этом пользуются открытыми данными российских коллег. Сокрытие (а нередко и «открытое утаивание» данных!) приводит не только к росту недоверия со стороны российских деловых партнеров, но и к поиску причин такого поведения! Это что, инновационная стратегия информационной открытости при реализации международных проектов? Новый СРП «в действии»: деньги их, идеи наши? А продукт тогда чей? Напомним, термин «Соглашение о Разделе Продукции» (СРП), появившийся не так давно в российской юриспруденции, первоначально благожелательно воспринимался как добрый вестник нового этапа международного сотрудничества в новейшей истории. Россия радушно приветствовала вхождение новых стран-партнеров в консорциумы по освоению нефтегазовых месторождений, предоставляла им полный пакет возможностей и оправданно ожидала с их стороны такого же равноправного отношения, но… В середине девяностых в зарубежной прессе была замечена перепечатка одной из иностранных статей «Let’s buy Siberia» (в российских СМИ она была известна под названием «Давая купим Сибирь!»). В публикации делался поверхностный анализ о недостаточной степени инвестирования Россией проектов по освоению сибирских нефтегазовых месторождений (что в ту пору было и неудивительно – отечественная академическая наука в очередной раз «сидела на голодном пайке» в вкладывать в разработки было практически нечего!), и в качестве решения предлагалось взять сибирские месторождения в аренду на длительный срок (например, как США выкупила Аляску у царской России). Эта публикация была, к сожалению, далеко не единственной, которая была характерной для ситуации, когда в тяжелых для РФ финансово-экономических условиях (кем и как сформированных – это отдельный разговор!) предлагалось ограничить участие России даже в управлении собственными природными ресурсами. Когда сейчас мы наблюдаем очередной раунд обсуждения экономических санкций, вводимых по отношению к России со стороны Америки или Евросоюза, следует помнить, что явная незаинтресованность в защите России от необоснованных (а порой и сфабрикованных!) обвинений (а где-то даже и намеренное желание принять участие в шельмовании и травле, особенно в представительной «группе стран»!) сформировалось не вчера, а копилось годами. Вспомним удивление американской администрации, когда Россия отказалась выдать США «застрявшего» год назад «в транзитной зоне» Эдварда Сноудена. Не умолчим о ситуациях, когда России неоднократно приходилось предпринимать дипломатические усилия для вызволения своих граждан, задержанных за границей без оснований. Упомянем раздражение, с коим была воспринята весть о водружении на дно арктического хребта Ломоносова российского флага. Наконец, поразимся настойчивости Сената США, ежегодно в течение многих лет методично отменявших поправку «Джексона–Вэника», хотя ее достаточно было отменить один-единственный раз (сколько других полезных законов за это время можно было принять!). Кто мешал, или ее держали «про запас», как резервный реверс-ход американской бюрократической машины? Полагали, прогнозировали (а может, и готовили?) ухудшение ситуации, «экономическое похолодание»? Что же теперь удивляться «оледенению отношений»? Разве сравнятся грозные арктические льды с «экономическим айсбергом», навстречу которому, постоянно повышая потолок «технического дефолта», на «полных парах» мчит титанический корабль американской финансовой системы?
Времена СРП у ученых-ветеранов нефтегазовой отрасли вызывают смешанные чувства. Студенческая научная молодежь помнит их как возможность заработать «в сложные девяностые» для своих юных семей хоть какие-то средства, сутками работая в пяти-шести местах, падая в голодные обмороки в столовых, засыпая и просыпаясь то на вахте, то у буровых станков, совмещая на практике фундаментальную и прикладную Науку с высокотехнологичным Производством. Но молодежь девяностых не знает «на себе», как был организован научно-производственный синтез в пятидесятые-семидесятые годы, не была свидетелем бурного взлета до космических высот отечественной научной мысли! Те же, кто застали эту эпоху, видели ее (пусть даже в завершающей стадии) и сохранили в Душе то созидательное чувство, с трепетом хранят его, и, как невидимый генетический материал, передают «из поколения в поколение» для восстановления потенциала российской Науки, сохранения и приумножения ее неукротимого Духа, мужественной Воли и заслуженного Величия…
Как относятся к СРП сейчас, спустя года и зная результаты, красноречиво свидетельствует специально-подобранная отраслевая научная лексика. Как только не называют СРП: «Скрытое Распределение Прибыли» (кто владеет информацией о месторождениях, тот потенциально обладает и прибылью от их разработки), «Совместное Разворовывание Предприятий» (не секрет, что налогообложение таких организаций впоследствии становилось предметом длительных судебных разбирательств), «Системное Разрушение Промышленности» (скольких предприятий лишилась российская энергетическая индустрия вследствие т.н. «СРПизации»), и даже «Секретная Разработка Пентагона» (почему мы обязаны публиковать результаты изучения нефтегазовых месторождений в открытых журналах, когда наши деловые партнеры размещают их в закрытых отчетах, - чей ВПК от этого в итоге выигрывает?).
Эти и другие вопросы так и остались без ответа, но одной из основных задач круглого стола была оперативная фокусировка на проблемах, требующих немедленного разрешения. Инвестиционной стабильности нефтегазовых проектов в условиях экономических санкций были посвящены выступления директора Мурманского морского биологического института, всемирно-известного океанолога, академика РАН Г.Г.Матишова. Геннадий Григорьевич обратил внимание на высокую степень востребованности российских академических разработок профессиональным сообществом и необходимость анализа взаимосвязанности, в т.ч., биологических, экономических, экологических и социальных сфер.
Одной из многочисленных иллюстраций взаимосвязи указанных систем Земли является «демократический» демографический прогноз. Согласно экспертным оценкам, к 2050 году население России сократится на 8% и составит всего 132 миллиона. К этому времени в Индии будет проживать 1 миллиард 650 миллионов, в КНР – 1 миллиард 350 миллионов (т.е., только в двух регионообразующих странах Индокитая – 3 миллиарда!). Но наибольший мировой рост народонаселения к 2050 году прогнозируется в Нигерии – количество жителей вырастет в 2 раза и составит 440 миллионов (в 3,3 раза больше, чем будет в РФ!). Помимо экологических, экономических, биологических и социальных рисков, возникает реальная опасность гуманитарной катастрофы, которая не может не повлиять посредством совокупности факторов на изменения климата в ряде мировых регионов.
Технико-экономические и финансово-промышленные аспекты реализации шельфовых проектов были темой выступления заместителя директора Арктического и Антарктического научно-исследовательского института Росгидромета, члена российского Национального комитета по криосфере, научно-экспертного совета Морской Коллегии при Правительстве РФ, научно-координационного экспертного совета ФЦП «Развитие гражданской морской техники», руководителя российского центра Международного Полярного года 2007-2008 А.И.Данилова. Александр Иванович детально проанализировал основные проблемы обеспечения экологического мониторинга, в частности, связанные с применением беспилотных летательных аппаратов, мобильных телекоммуникационных комплексов с защищенными каналами управления и системами связи на летно-подъемных средствах, а также с избавлением от зависимости импортных поставок и с заменой их на отечественную наукоемкую продукцию.
О том, насколько востребована российская высокотехнологичная продукция для решения задач данного уровня, свидетельствует факт летнего анонсирования Российской Мобильной Операционной Системы «РоМОС», поставляемой на отечественных мобильных планшетах. Об изготовлении пилотной партии планшетов в начале июля сообщил заместитель генерального директора ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт экономики, информатики и систем управления» («ЦНИИЭИСУ») Д.Петров. Несколько лет назад в РФ уже была представлена аналогичная разработка, которая оказалась модификацией другой операционной системы (ОС) с частью «вырезанных» функций. Даже полагая, что коллективу авторов удалось «с нуля» создать новый программный код ОС и избежать страшной ошибки копирования (клонирования) «операционки», при которой разработчик становится зависимым от зарубежного программно-технологического решения, нельзя не учесть важного обстоятельства, создающего особое трепетно-пристрастное отношение к проанонсированному «детищу» российской «оборонки». Согласно информации, размещенной 29 октября 2013 года на официальном сайте Следственного Комитета Российской Федерации (СКРФ), бывший директор ФГУП «ЦНИИЭИСУ» и его зам подозреваются в хищении полумиллиарда рублей. По данным СКРФ, в 2013 году в течение двух месяцев директор и его зам, совместно с другими участниками «…группы, путем оформления подложных документов в рамках исполнения государственного контракта на выполнение опытно-конструкторской работы по разработке систем связи на летно-подъемных средствах похитили более 500 миллионов рублей, перечислив их на счета аффилированных юридических лиц, в том числе в Соединенные Штаты Америки». Приведенные материалы позволяют предположить, что проблематика разработки импортозамещающих технологий для российской промышленности еще далеко не исчерпана, как и решение вопросов обеспечения безопасности отечественной индустрии и зависимости экономики РФ в условиях нарастающих санкций.
Еще одна новость летом пришла как раз из США: она всколыхнула научную нефтегазовую общественность, придала силы ученым-экологам и переориентировала направление действий разработчиков углеводородных месторождений с крупных мегаполисов на малые города. В штате Нью-Йорк законодательно запрещено бурение для добычи сланцевого газа методом гидроразрыва пласта. Местным жителям надоела пахучая «огненная вода», которую можно поджигать, набрав прямо из-под крана. Многочисленные иски получили подтверждения после проведенных экспертиз: наличие химикатов делает воду непригодной для пищевого применения без проведения специальных очистительных процедур. Миф об инновационной американской «сланцевой игле», спасающей «трубопроводную экономику» от рецессии, в очередной раз развеян. Ученые ряда стран уже устали выступать на страницах уважаемых изданий с подробными комментариями, разоблачающими манипулирование цифрами и фактами создателей «сланцевых миражей». В ряде мировых регионов прогнозы добычи сланцевых углеводородов падали более, чем наполовину (а кое-где – и на 96%!). Кому же выгодно нагнетание «сланцевой истерии», по симптоматике уже начинающей напоминать «золотую лихорадку» известного периода американской истории? Уж не тем ли, кто регионы стран ближнего зарубежья также начинает рассматривать как полигон для отработки инновационных «сланцевых технологий»?
Тема комплексного освоения арктических месторождений получила развитие в докладах заместителя директора Института проблем экологии и эволюции им. А.Н.Северцова РАН, заведующего лабораторией поведения и поведенческой экологии млекопитающих, начальника Постоянно действующей экспедиции РАН по изучению животных Красной книги Российской Федерации и других особо важных животных фауны России, член-корреспондента РАН В.В.Рожнова и заместителя директора Департамента экологической безопасности ОАО «НК «Роснефть», д.т.н., член-корреспондента РАЕН по Секции нефти и газа, профессора О.Я.Сочнева. Вячеслав Владимирович и Олег Яковлевич представили в выступлениях новые материалы, подтверждающие результаты ранее проведенных исследований по экомониторингу шельфа Арктики.
Какова инвестиционная привлекательность проектов освоения арктических месторождений? Готовы ли российские и иностранные компании внедрять инновации в условиях экономических санкций? Отечественные инвесторы более спокойны: возврат заемных средств гарантирован государственной поддержкой для крупных инфраструктурных проектов, поэтому задача проектантов – войти в команду исполнителей мегапроекта в качестве субподрядчика, соисполнителя, соинвестора… Напомним, на летнем заседании Правительства РФ по федеральным целевым программам обсуждались параметры формирования бюджета на 2015 год. В частности, были высказаны экспертные оценки, согласно которым бюджет на будущий год будет дефицитным. Но информационная открытость, сопровождавшая процедуру обсуждения, предполагала особый регламент, в рамках которого вырабатываются механизмы реализации проектов даже в условиях жестких экономических санкций. Например, разработана модель инвестиционного контракта, которая может быть распространена, помимо транспортной сферы (в частности, автомобилестроения) и на другие отрасли промышленности. Но не следует забывать, что для зарубежных инвесторов важна не только Великая объединяющая идея, но также и проработанность мельчайших деталей и нюансов проекта, и от глубины изучения вопроса нередко напрямую зависит результат переговоров. Пример: летом на электроподстанции в Сколково произошел пожар. Прибывшие 15 пожарных расчетов за 2,5 ч потушили возгорание на площади 150 кв.м. Зарубежные инвесторы, прибывшие по приглашению в Россию на переговоры и еще размышлявшие по поводу предложений московских коллег об участии в сколковских проектах, восприняли весть о пожаре сочувственно, но с оттенком настороженности. «Если у Вас загорается электрическая подстанция с названием, являющимся одним из символов российских инноваций, как же Вы собираетесь развивать инновационную инфраструктуру всей России?», - с такими словами уехал с переговоров один из инвесторов, не подписав ни одного документа…
Завершая работу круглого стола, Артур Николаевич проинформировал участников о целесообразности его проведения на регулярной основе (например, раз в квартал) с приглашением к участию представителей академических институтов и научно-исследовательских организаций, отраслевых министерств и ведомств, крупных нефтегазовых предприятий и промышленно-технологических центров.
Конечно, гражданин своей Страны, любящий, заботящийся и созидающий с согражданами Государство, не может не переживать за экономическое благополучие и национальную безопасность. Но финансовое процветание не означает только гигантскую индустриальную машину, по единому указанию производящему широкий спектр продукции, «от кроссовок до кроссоверов». Это – нечто несоизмеримо большее. Информационная открытость напоминает светофор на перекрестке, дающий всем зеленый свет: кто-то врежется, а кто-то – беззащитно подставит борт. Инвестиционная стабильность сродни потрескавшемуся асфальту – его регулярно перекладывают, им постоянно недовольны, но без него нельзя! Внедряемые инновации похожи на острые шипы протекторов, вычерчивающих на поворотах непостижимые дуги: они – медленные и неутомимые разрушители старого дорожного полотна и предвестники нового асфальтового покрытия. И даже санкции – это скрытые генераторы будущего, формирующие временные правила движения, бесстрастные статисты всемирного бытия… Как здесь обойтись без спасительной «дорожной карты»? Она – неотъемлемая компонента системы, важная часть мировой технологической антикризисной платформы… Но только годится ли такая дорожная карта в условиях «санкционированного» экономического «бездорожья»?
Выводы и рекомендации:
1. Разумная (рациональная, оптимальная) информационная открытость государства является важным дополнением стабильности в экономической сфере. Но в условиях «санкций» для внедрения инноваций необходимо задействование дополнительных механизмов, оптимизирующих работу финансово-промышленной инфраструктуры.
2. Необходима организация ряда научных изданий для публикации результатов научных исследований с формой допуска, в т.ч., по направлениям освоения нефтегазовых месторождений, информационных технологий и систем, освоения производства продукции двойного назначения.
3. На базе ведущих академических институтов целесообразно создание сети закрытых НТС и диссертационных советов (ДС) по приоритетным направлениям научно-технического развития. В качестве пилотного проекта возможно открытие ряда НТС и ДС по специальности 05.13.01 - «Системный анализ, управление и обработка информации».