ДРУЖБА НА СЛУЖБЕ

21.09.2007

Источник: Поиск, Беседу вела Олеся ПЕНКИНА



Экологические проблемы решат химики?

Год назад в РХТУ мм. Д.И.Менделеева впервые в его истории был избран президент. Вполне естественно, что стал им человек, отдавший большую часть своей жизни "Менделеевке": Павел Саркисов пришел в вуз студентом и остается в нем по сей день, пройдя все ступеньки служебной лестницы: младший и старший сотрудник, доцент, профессор, заведующий кафедрой, декан, проректор, ректор. В 1990 году он, уже ведущий ученый страны в области физической химии и технологии силикатных и тугоплавких материалов, был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР, в 1997 году стал действительным членом РАН. А совсем недавно Павлу Джибраеловичу исполнилось 75 лет. Он - замечательный собеседник. Богатый опыт позволяет ему по-своему оценивать и анализировать процессы, происходившие в последние десятилетия в отечественной высшей школе и науке.


 

- Павел Джибраелович, вы руководили крупнейшим вузом в конце 1980-х - начале 1990-х годов. В конце этого периода финансов не хватало, но свободы было больше. Сейчас ситуация в высшей школе с точностью до наоборот. Когда вам интереснее работалось - тогда или сейчас?

- Сложно ответить. И тогда были трудности, и сейчас есть. Но в разные времена решались разные задачи. 15 лет назад у ректора главной задачей было сохранить университет, кадры, научную тематику, образовательный процесс на должном уровне. В те годы я начал устанавливать тесные контакты с промышленностью, организовывать работы, которые связаны с внедрением, чтобы сохранить интерес преподавателей к своей работе, а студентам дать возможность получить нормальные знания. У меня, как и у многих ректоров, была опора на своих выпускников, которые добились больших успехов в промышленности, бизнесе.

Пожалуй, лично мне более интересно работать в образовании в настоящее время. Потому что появились новые аспекты в нашей деятельности. Ну, например, взять промышленность. Раньше она была государственная, теперь 97 процентов химических предприятий стали негосударственными. Туда пришли новые молодые успешные люди, создающие свой бизнес. И перед нами появились другие задачи подготовки кадров. Если раньше мы готовили специалистов, которые занимались только химической технологией, то сейчас нас просят подготовить тех же химиков-технологов, но уже знающих менеджмент, маркетинг, умеющих рекламировать свою продукцию, конкурировать на мировом рынке. Все это заставляет нас тоже корректировать подготовку кадров, чтобы наши молодые люди были востребованы. Это очень интересно!

Сегодня мы ищем пути в создании новых специальностей, кафедр, факультетов, которые отвечали бы духу времени, откликались на запросы экономики России. Готовим специалистов по экономике, охране окружающей среды, юриспруденции. Больше внимания уделяем изучению иностранных языков, появились у нас и новые направления по второму высшему образованию...

- Недавно в РХТУ был создан Экологический центр. Это тоже в духе времени -"подружить" химию и экологию?

- В 1970-1980-е годы ректором РХТУ был Геннадий Алексеевич Ягодин - известный специалист в области ядерной технологии. Он и обратил внимание на необходимость подготовки специалистов по охране окружающей среды, практически первым создав еще в СССР кафедру промышленной экологии. Впоследствии на базе этой кафедры был открыт факультет промышленной экологии. Сегодня у нас наряду с этим факультетом создано еще одно учебное подразделение - Институт химии и проблем устойчивого развития. И если раньше подготовку кадров мы осуществляли только с точки зрения охраны окружающей среды, то сейчас перешли к более широкому развитию - у нас наметился гуманитарный подход, выработка модели подготовки кадров, которые к проблемам устойчивого развития подходили бы всесторонне. Кстати, буквально в начале августа в Италии состоялась международная сессия ЮПАК (Международный союз по чистой и прикладной химии), где как раз много говорили об охране окружающей среды именно с точки зрения использования знаний химии населением планеты. Большинство экологических проблем сегодня возникает от недопонимания роли химии в жизни и экономике страны. Так что работа по подготовке кадров в этом направлении сейчас центральная в РХТУ: этим занимается около шести кафедр, и я считаю это большим достижением.

- Президиум РАН выступил с инициативой придать своим академическим институтам статус образовательных учреждений. Как вы считаете, могут ли научные институты готовить бакалавров и магистров или это все-таки прерогатива вузов?

- Вопрос очень серьезный. Я, как академик, с одной стороны, считаю, что образовательной деятельностью должны заниматься образовательные учреждения. А с другой стороны, в академических институтах есть блестящие ученые и материальная база, во многих случаях лучше и современнее, чем в университетах. Я много размышлял над этим вопросом и пришел к такому выводу: необходимо найти паритет в работе образовательных учреждений и академических институтов. Думаю, что было бы возможным создание неких структур - консорциумов университетов и академических институтов, где можно было бы готовить, например, магистров. Но право выдачи дипломов необходимо оставить за вузами. В качестве примера могу привести наш менделеевский университет: мы рассматриваем сейчас возможность подготовки магистров совместно с двумя академическими институтами - общей и неорганической химии им. Н.С.Курнакова и физической химии и электрохимии им. А.Н.Фрумкина. Диплом будет выдавать, конечно, РХТУ.

Но, как мне кажется, в вузовском сообществе пока не воспринимают положительно идею передачи образовательных функций каким-то другим организациям, будь это даже передовые академические институты. Сейчас предложение академиков активно обсуждается - уже есть документы и принятые решения, которые РАН передала в Минобрнауки. Министерство, Совет ректоров и ряд регионов России рассматривают этот вопрос.


 



Подразделы

Объявления

©РАН 2024