http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=deee4c51-e22e-4284-8eff-f327f80e2e39&print=1© 2024 Российская академия наук
ЗАВТРА в президентском зале Российской академии наук состоится презентация книги директора Института всеобщей истории РАН Александра Чубарьяна "Российский европеизм". Накануне известный историк ответил на вопросы "РГ".
Российская газета
Если отвлечься от географии, кто такой европеец для массового сознания?
Александр Чубарьян
Это ключевой вопрос российского общества на протяжении двух последних веков. С середины XIX века мы расколоты на два лагеря - "западников" и "славянофилов". В политической же мысли существует такое направление, как "Европейская идея в истории". Это восприятие Европы как некой культурно-психологической общности. Следовательно, европеец - носитель так называемых ценностей Европы. А в этом наборе культурных доминант, который очень разнообразен, есть вечная тема: "Что такое Россия?" Не сама по себе, а применительно к Европе. Ответ на этот вопрос сегодня важен, с моей точки зрения, не только политически, но в большей степени - интеллектуально.
РГ
Воспринимаем мы себя европейцами или все же: "Да, скифы мы, да, азиаты мы"?
Чубарьян
Россия принадлежит и Европе, и Азии не только географически: это некий мост между двумя великими цивилизациями. А значит, она не может существовать без внутреннего диалога: национального и конфессионального. Но в отличие от Европейского союза, где, скажем, ислам - религия, которую "ввезли" мигранты, у нас ислам свой, выросший на родной почве. Наша особенность состоит в том, что много лет мы были отделены от Европы, сначала во время монгольского ига. Потом стремились к ней. А СССР и "железный занавес" снова нас от Европы отдалили. И вот только последние пятнадцать лет мы стали ощущать себя частью этого большого континента.
А как нас идентифицируют европейцы?
По-разному. "Чтобы ответить на вопрос, что такое Россия, - сказал итальянский посол, выступая недавно у нас в институте, - я решил съездить на Дальний Восток. Вернулся домой с твердым убеждением, что россияне - это европейцы, которые живут в Азии". Согласитесь, что не так уж наивно. Европа - тоже не монолит. После стольких лет совместной жизни европейцы не хотят поступиться ни своей культурной автономией, ни своими языками.
К слову, вокруг вопроса: "Россия - Европа или нет?" продолжается острая борьба. Внутри самой России есть достаточно большая общественная группа, которая не приемлет Европу. Ее постулат: "Мы самоценны и самодостаточны". Эта точка зрения, к счастью, не превалирует. Но ее поклонники слишком перебарщивают с "национальными особенностями", "державностью". Апелляция к старой славянофильской идее не продуктивна. Однако и на Западе, это видно по прессе, очень сильны сейчас стремления отлучить Россию от Европы. Но это невозможно.
Чем объясняется тот факт, что словосочетание "европейские демократические ценности" все чаще употребляют с негативным эпитетом "пресловутые"?
Категорически не согласен с такой оценкой. Права человека, разделение властей, судебная система и опыт гражданского общества - что здесь плохого? Все это с трудом, но мы строим. Хотя элементы гражданского общества у нас были еще в царское время: возьмите земства.
Другой вопрос, что все эти ценности не могут быть механически перенесены на российскую, да и любую другую почву. В каком-то чистом абстрактном виде их не существует. Они должны трансформироваться с учетом российских особенностей. К примеру, общие принципы европейской демократии вне обсуждения. Но у нас свое отношение к многопартийной системе. В Европе главный акцент, еще начиная с Французской революции, делался на правах человека, на личности, индивидуальности. А Россия всегда была сильна идеей государственности и сильной централизованной властью. Это из сознания людей никуда не денешь.
Какое будущее вы видите у российского европеизма?
С моей точки зрения, наш путь таков: принять европейские ценности. Но Европе придется пойти нам навстречу. И это, хотят там или нет, произойдет. Европа примет Россию европейскую, но не такую, как все входящие в нее страны, иную.