ПОЧЕМУ ОТДЫХАТЬ В РОССИИ ДОРОЖЕ, ЧЕМ НА КИПРЕ?

28.02.2005

Источник: Парламентская газета,АЛЕКСАНДР НЕКИПЕЛОВ, академик, вице-президент РАН

Сегодня на Большой Дмитровке пройдет "круглый стол", посвященный совершенствованию законодательного обеспечения государственной политики Российской Федерации в области туризма

Сегодня на Большой Дмитровке пройдет "круглый стол", посвященный совершенствованию законодательного обеспечения государственной политики Российской Федерации в области туризма. На заседании парламентарии вместе с представителями различных министерств и ведомств обсудят состояние и перспективы развития туристской индустрии в современных условиях. В этой связи "ПГ" попросила одного из участников дискуссии, вице-президента Российской академии наук Александра Некипелова высказать мнение ученых по этому вопросу. Туризм - это одна из тех отраслей, продукция которой может удовлетворять одновременно несколько потребностей человека. Культурная, познавательная, образовательная, воспитательная, оздоровительная, спортивная функции этого феномена современной цивилизации уже давно общепризнанны. Но если население привлекает универсальное потребительское свойство туризма, то власть прежде всего интересует его экономическая функция.
Интерес этот вполне оправдан. Расход туриста - это чистый доход места, куда тот прибывает. Из каждого потраченного путешественником доллара 20 центов поступают в туристические предприятия, а 80 расходятся по множеству каналов - в различные отрасли хозяйства, совокупно его обслуживающие: магистральный и местный транспорт, учреждения торговли, культуры, здравоохранения, спорта, коммунального хозяйства, в отрасли материального производства. Вот маленькая иллюстрация этому: потребление продуктов питания интуристами эквивалентно экспорту зерна из расчета 10 тысяч тонн на каждый миллион зарубежных гостей. Заметим, экспорт не по оптовым, а розничным ценам. Если даже для обеспечения стола зарубежных гостей продукты питания приходится импортировать, то и в этом случае есть немалая выгода, поскольку импорт идет опять же по оптовым ценам, а продажа - по розничным. При этом еще создаются рабочие места на транспорте, в торговле, общественном питании.
Международный туризм вовлекает в оборот около 4 триллионов долларов США и по суммам продаж выдвигается на первые места, хотя владеет всего лишь 7 процентами от мировых основных фондов. Его удельная капиталоемкость поразительно мала, поступления же на единицу вложений (то есть эффективность) поразительно высоки. Дело в том, что эта сфера обладает уникальной способностью вовлекать в хозяйственный оборот такие объекты и явления, которые никакая иная не может сделать предметом своей деятельности. Например, солнечную радиацию, снежные склоны гор, пещеры, водопады, природные ландшафты, парки, городские панорамы, узкие полоски побережий, опушки лесов, праздники, фестивали, ярмарки, демонстрации мод и прочие природные, культурные, инженерные достопримечательности. По меткому выражению ректора Российской международной академии туризма профессора Игоря Зорина, "все существующее становится ее объектом". Та же Останкинская телебашня, которую посещал почти миллион человек в год, окупилась экскурсантами.
Успех или неуспех этой отрасли в большей мере зависит от менеджмента. Причем требуются подготовленные кадры, обладающие глубокой и широкой отраслевой эрудицией. Это обстоятельство скрыто от глаз и по традиции затушевывается проблемами капиталовложений в основные фонды. А здесь в первую голову речь должна идти об инвестициях в человеческий фактор, в науку, в подготовку квалифицированных кадров. В туристской отрасли России сейчас недостает двух миллионов специалистов. Примечателен тот факт, что, к примеру, студентов Российской международной академии туризма "расхватывают" во время прохождения производственной практики уже на втором году обучения! Такая же картина и со студентами отделения "Гостиничный и туристический бизнес" Государственного университета управления.
Сейчас в 80 процентах государств туризм входит в первую пятерку источников бюджетных поступлений и для трети стран мира является основной статьей в формировании бюджета. Притом далеко не все страны, успешно выступающие на рынке туристических услуг, обладают более богатыми рекреационными ресурсами, чем Россия. Их успех прежде всего объясняется государственной политикой, учитывающей специфику этой синтетической отрасли. В Египте, например, отказ от налогов и введение туристской ренты (при тех же пирамидах и Сфинксе) тут же привели к 15-процентному росту инвестиций в гостиничное хозяйство. Соответственно выросли поток туристов и поступления от них, разумеется, не только в гостиничном хозяйстве, но и на транспорте, и на внутреннем рынке товаров и услуг. В той самой пропорции - один к четырем. Москва же в прошлом году из-за нехватки гостиничных мест отказала в приеме 50 000 зарубежных гостей, упустив возможность заработать почти полсотни миллионов долларов.
Спрос, как видите, превышает предложения. Более того, из-за неразвитости внутреннего туризма граждане России ежегодно вывозят в свои заграничные вояжи сумму, равную 10-11 миллиардам долларов, а по некоторым другим оценкам, до 20 миллиардов. И власть абсолютно ничего не предпринимает, чтобы изменить ситуацию. Первопричины подобного оттока валютных средств лежат в несовершенстве государственной политики и законодательства, в неверном распределении налогового бремени в этой сфере. В результате отдых в России оказывается дороже, чем, скажем, в Анталии или на Кипре. Удивительно, но этот парадокс не привлекает внимания ни властей, ни законодателей. Необходимо разработать и принять пакет правовых документов, которые отражали бы сложные взаимодействия туризма и бюджетов всех уровней, туризма и рынка труда, образовательных услуг, науки, культуры, религии, СМИ, безопасности, управления. Идеология этого пакета законов должна исходить из интересов развития национального туристского рынка, и только потом - международного.
Органическая структура туризма как отрасли хозяйства такова, что традиционный - отраслевой - орган управления не способен гармонизировать эту многокомпонентную сферу. Потому здесь требуется межотраслевой "командный пункт", эффективно действующий в рыночных условиях. И потому наиболее целесообразным и эффективным было бы образование Координационного совета при Президенте России... Туристский ресурс есть всюду. Только его нужно уметь выявить, оценить, определить степень привлекательности для различных категорий потребителей и поставить на службу.

©РАН 2024